Номинация «Психологический инструмент года»
Все проекты номинации >
Реферат проекта

«Сюжетно-ролевая игра "Рискометр"» (методика профилактики рискованного, криминального поведения подростков)

Автор:

Организация: Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 им. Н.И. Кондратенко, станица Кущевская Краснодарского края

Психологическая работа с несовершеннолетними в школе направлена на создание профилактической системы, способствующей формированию устойчивых защитных механизмов личности ребёнка. Давно известно, что продуктивнее всего вовремя предупредить ребенка от преступного шага, чем потом ликвидировать тяжкие последствия, которые в большинстве случаев необратимы. Надо отметить, что у подростка есть способность, использовать собственную логику и свои рассуждения, а также строить прогнозы как своего поведения, так и поведения других. А происходит это как правило под действием сильных эмоций или влиянием авторитетного для него окружения, в итоге последствия поступков подростка не совпадают с его ожиданием. Поэтому появилась необходимость разработать, апробировать и внедрить сюжетно-ролевую игру «Рискометр». Подростки имеют возможность проиграть нестандартные ситуации, посмотреть на себя и других сверстников со стороны, самостоятельно обсудить степень опасности предложенных ситуаций и использовать всевозможные варианты выхода из нее. Основной целью игры является формирование у подростков уверенности в себе, в возможности принятия самостоятельного решения в криминальной ситуации, формированию ответственного отношения к собственной жизни и других. «Рискометр» побуждает детей к соблюдению необходимых правил безопасности дома, на улице, транспорте, в социуме.

Инструкция к игре. Приглашаются два добровольца. Перед ними на столе перевернутые стимульные карточки с заданием. На рубашке карточки определена возрастная категория ситуации. Ребята выбирают карточку сами. Переворачивают, знакомятся. Ведущий зачитывает ситуацию вслух. Ребятам дается две минуты на обсуждение, и моделирование выхода из сложной ситуации. Если на карточке звездочка – значит ситуацию нужно проиграть в сюжетно-ролевой форме. После истечения отведенного времени, ребята зачитывают ситуацию, определяют степень риска цветным индикатором, приводят свои аргументы по ситуации и составляют своеобразный алгоритм безопасного выхода из сложной, криминальной, рискованной ситуации. Игроки меняются с каждой ситуацией. По завершению приглашаются все участники и формируют свод правил безопасного поведения, профилактики насилия, делинквентного поведения, обговаривается развитие в себе внутреннего «Рискометра».

В ходе игры ребята раскрывались с новой стороны, как показала практика с многими похожими ситуациями дети сталкивались и многое замалчивалось. Подростки охотно разбирали кейсы, активно предлагали способы выходи из непростых ситуаций. В игре происходит обучение таким необходимым навыкам, как умение сказать «нет», ориентация в обстоятельствах, отключение эмоций. Ребята предлагали обыграть свои выдуманные и реальные истории.
 
Применяя внутренний рискометр дети стали увереннее, пришло понимание, что можно найти выход, казалось бы, из безвыходной ситуации. Обретенный внутренний рискометр — инструмент благополучия и безопасности подростка.

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты в номинации «Психологический инструмент года» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе