- Мирошниченко Оксана Анатольевна
кандидат психологических наук, (Санкт-Петебург)
- Вечканова Ирина Геннадьевна
кандидат педагогических наук, (Санкт-Петербург)
- Ческидова Ольга Сергеевна
(Санкт-Петербург)
Организация: ФГБУ Федеральный научно-образовательный центр медико-социальной экспертизы и реабилитации им. Г.А. Альбрехта Минтруда России, Федеральный ресурсный (информационно-методический) центр по формированию доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп
Актуальность
Современная база законодательных нормативов и профессиональных стандартов, исследований в области психологии труда, образования, общения, нейропсихологии обуславливает необходимость совершенствовать знания психологов и их навыки в вопросах информационной, когнитивной доступности как составляющей доступной среды для людей с нарушением психических функций. Отмечаются трудности информационного взаимодействия у работников, специалистов социальной сферы с лицами с нарушениями психического развития различного возраста, с пожилыми людьми.
Новизна
Возрастает роль психолога как члена междисциплинарной команды и консультанта. Востребованы рекомендации психолога работникам при оказании ситуационной помощи, психологическом сопровождении, социальном обслуживании, комплексной реабилитации, сопровождаемом трудоустройстве лиц с нарушениями интеллекта, для которых достаточно сложно воспринимать информацию традиционного, наукообразного русского языка в организациях социальной сферы: социальной защиты, образования, культуры, профилактики безнадзорности, судебных органах.
Значимость
Книга может быть востребована психологами и другими специалистами социальной сферы для повышения компетенций в рамках обновленных профессиональных стандартов и новых положений Федерального закона от 25 декабря 2023 г. № 651-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступающих в силу с 1 сентября 2027 года, о средствах общения с инвалидами, имеющими интеллектуальные нарушения, об использовании упрощенных структур высказываний, альтернативной и дополнительной коммуникации, вспомогательных (ассистивных) устройств и технологии.
Основное содержание работы
Рекомендации написаны по результатам опроса о когнитивной доступности 162 сотрудников организаций социального обслуживания 4 регионов. Изложен исторический и международный опыт применения альтернативных и дополнительных средств коммуникации для лиц с нарушениями ментальных функций. Психологические аспекты общения изложены для преодоления коммуникативных, сенсорных, ассистивных барьеров. Изложены требования к созданию и адаптации текстов, приведены конкретные примеры адаптации текстов, алгоритмы, режимы, расписания для лиц с нарушениями интеллекта с учетом их особенностей восприятия, памяти, внимания. Представлены примеры визуального дублирования устного общения с использованием графических изображений: наглядных иллюстраций, пиктограмм, в том числе авторских.
Результаты
Положительная оценка рекомендаций дана на онлайн и очных семинарах, мастер классах (15 600 слушателей). Ознакомление с рекомендациями, подготовка ответов на вопросы по самопроверке способствует росту профессиональной компетентности в создании коммуникационных основ взаимодействия с лицами с нарушениями психических функций с применением языка с простыми грамматическими формами. Рекомендации размещены в открытом доступе.