Номинация «Психологический инструмент года»
Все проекты номинации >
Реферат проекта

«Я знаю, я умею!» (психолого-педагогическая развивающая программа с использованием элементов кинезиологии для детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи)

Автор:

  • Борзило Лилия Вениаминовна

    педагог-психолог, ГБОУ СОШ №1 "ОЦ" , пгт Смышляевка СП "Детский сад "Янтарик" (п.г.т. Смышляевка, Самарская область)

Организация: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области СОШ №1 «Образовательный центр» п.г.т. Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области Структурное подразделение «Детский сад «Янтарик»

В последнее время большинство воспитанников дошкольных образовательных организаций нуждаются в психологическом и логопедическом сопровождении, которое осуществляют специалисты посредством коррекционно-развивающей работы. Так, у воспитанников с тяжелым нарушением речи имеются не только дефекты произношения и нарушения лексико-грамматических средств языка, но и недостаточно сформирована познавательная сфера, общая и мелкая моторика. Неполноценная по тем или иным причинам речевая деятельность оказывает негативное влияние на формирование психической сферы ребёнка и становление его личностных качеств, а также тормозит становление игровой деятельности ребёнка, имеющей, как и в норме, ведущее значение в плане общего психического развития и затрудняет переход к более организованной учебной деятельности.

Для устранения таких нарушений мной была разработана развивающая психолого-педагогическая программа с использованием элементов кинезиологии по развитию когнитивной сферы детей с тяжелыми нарушениями речи. Программа содержит не только развивающую, но и коррекционную функцию, так как систематические упражнения по тренировке движений пальцев – мощное средство повышения работоспособности всего головного мозга.

Новизна данной Программы заключается в использовании на каждом занятии инновационных методов и подходов, что позволяет в полной мере реализовать современную парадигму образования. Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности детей или корректировать проблемы интеллектуального характера. В данной программе инновационной технологией является метод кинезиологических упражнений, который основан на нейропсихологических подходах к развитию высших психических функций, а также она основана на комплексной коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога и учителя-логопеда, подразумевающей создание единого коррекционно-образовательного пространства, предполагающего единое календарно-тематическое планирование и согласованность работы по психическому и речевому развитию воспитанников, посещающих группу компенсирующей направленности.

Основное содержание программы реализуется с помощью различных технологий. Личностно-ориентированные технологии, ставят в центр личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Каждое занятие программы построено с учётом возрастных особенностей детей. Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях психолога и ребенка. Большая часть заданий в программе предполагает совместное решение детьми определённых задач, что позволяет развивать у детей взаимопомощь и взаимоуважение, способствует совершенствованию навыка работать сообща, в команде. В ходе ритуала окончания занятия детьми подводится коллективный итог занятия.  

Информационно-коммуникационные технологии, по определению Г.К. Селевко, информационная технология обучения – это педагогическая технология, применяющая специальные способы, программные и технические средства для работы с информацией.

Ведущей, наиболее привлекательной деятельностью в дошкольном возрасте является игра, поэтому программа строится на основе игровых упражнений, направленных в первую очередь на обеспечение психологической комфортности при переходе ребёнка из дошкольного образовательного учреждения в школу. На занятиях по программе используются дидактические игры, например, «Когда это надевать?», «Что лишнее?», игры по правилам, например, «Невесомость», игры малой подвижности, например, «Собери стаю», «Слепой и поводырь», применяется игровая мозаика «Дары Фребеля», игры с камнями Марблс и другие виды игр.

Интерактивные педагогические технологии, например, такие как работа в парах, хоровод, цепочка, групповой рассказ. На занятиях по программе используются беседы и дискуссии, суть которых – диалоговое общение, активное взаимодействие педагога и воспитанников при котором они являются равноправными субъектами общения. С целью развития навыков публичного выступления на занятиях дети играют в игры с микрофоном «Радио», «Телеведущий», «Презентация костюма», «Любимый сказочный герой», разучивают небольшие стихотворения, которое ребёнок рассказывает в микрофон. Тем самым снимаются зажимы и тревожность, связанная с выступлением перед аудиторией.

Здоровьесберегающие технологии, которые направлены на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его развития, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. В программе проводятся игры и упражнения, направленные на сохранение и развитие психологического здоровья. В программе используются следующие кинезиологические методы: растяжки – они нормализуют тонус мышц, дыхательные упражнения улучшают ритмику организма (активность мозга, ритм сердца, пульсация сосудов), развивают самоконтроль и произвольность. Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, при выполнении телесных упражнений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются синкинезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечные зажимы. Тренировка тонких движений пальцев – способствует развитию психических функций (внимания, памяти, мышления и речи), а также стимулирует общее развитие речи. Особенно эффективным является массаж пальцев рук и ушных раковин. Упражнения для релаксации – способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Эффективность реализации развивающей программы «Я знаю, я умею!» отслеживается по следующим критериям и показателям. Методом наблюдения за воспитанниками отслеживается повышение уровня познавательной активности, развитие коммуникативных и поведенческих навыков, развитие навыков самоконтроля и саморегуляции, совершенствование навыков публичного выступления, отслеживается повышение уровня компетентности родителей и педагогов. Педагогом-психологом проводится входная психологическая диагностика на подготовительном этапе и итоговая психологическая диагностика на заключительном этапе с применением методик, направленных на оценку уровня развития познавательной сферы. Сравнение полученных результатов позволяет оценить уровень изменений в развитии воспитанников.
     
Применение кинезиологических упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста позволило улучшить у детей память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизилась утомляемость, повысилась способность к произвольному контролю, дети научились управлять своими действиями и эмоциями, снизился фон негативных эмоциональных проявлений, воспитанники освоили пространственные характеристики, что будет просто необходимо в школе.

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты в номинации «Психологический инструмент года» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе