- Максименко Александр Александрович
доктор социологических наук, кандидат психологических наук, главный научный сотрудник, профессор, НИУ ВШЭ (Москва)
- Золотарева Алена Анатольевна
кандидат психологических наук, доцент, НИУ ВШЭ (Москва)
Организация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Актуальность, новизна, значимость проекта
Проект посвящён адаптации русскоязычной версии Шкалы онлайн-грамотности в вопросах здоровья (eHEALS) и её психометрическому анализу. В условиях стремительного роста использования цифровых технологий Интернет стал основным источником информации о здоровье. Однако отсутствие навыков оценки достоверности данных и их релевантности приводит к рискам для здоровья, включая киберхондрию и неэффективные медицинские решения. Актуальность проекта связана с необходимостью создания инструментов, позволяющих оценить уровень цифровой грамотности, что способствует повышению осведомленности населения и улучшению общего состояния здоровья. Значимость работы заключается в её вкладе в развитие электронного здравоохранения и создании возможностей для улучшения медицинского обслуживания с учётом особенностей русскоязычной аудитории.
Основное содержание работы
Исследование включает несколько этапов:
- Адаптация eHEALS: Перевод шкалы на русский язык и проведение её апробации.
- Психометрический анализ: Оценка валидности и надёжности шкалы с использованием факторного анализа, коэффициентов внутренней согласованности (α Кронбаха и ω МакДональда), корреляционного анализа и ANOVA.
- Изучение взаимосвязей: Анализ корреляции между показателями eHEALS и феноменами киберсреды (думскроллинг, киберхондрия, зависимость от социальных сетей), а также стилями мышления.
- Оценка демографических факторов: Исследование влияния пола, возраста и места проживания на уровень онлайн-грамотности.
Результаты и выводы
Адаптированная версия eHEALS показала высокую внутреннюю согласованность (α = 0,929, ω = 0,930) и однофакторную структуру, что подтверждает её валидность для русскоязычных респондентов. Общий показатель шкалы положительно коррелирует с аналитическим стилем мышления, общим индексом здоровья, а также показателями киберхондрии и думскроллинга. Выявлены различия в уровне онлайн-грамотности в зависимости от пола (женщины демонстрируют более высокие показатели) и урбанизации (жители мегаполисов обладают лучшими навыками). Основное ограничение исследования связано с отсутствием данных о состоянии здоровья респондентов, что открывает перспективы для дальнейших исследований в этой области.
Проект подчёркивает важность цифровой грамотности в вопросах здравоохранения, предлагая инструмент для её оценки и способствуя информированности и более обоснованным медицинским решениям.