«Самореализация и развитие творческого потенциала педагога» (IV Международный научно-практический семинар и коллективная международная монография)
На протяжении нескольких лет в стенах Института педагогического образования Российской академии образовании мы проводим научно-практические семинары, посвященные профессиональной самореализации личности. Итогом активной научной дискуссии, в которой принимали участие не только зрелые ученые, но и только вступившие на этот тернистый, но благородный путь аспиранты, а также педагоги и психологи-практики, стало всеобщее желание поделиться своими мыслями с более широким кругом читателей, всеми, теми, кого также, как нас, волнует такая значимая проблема самореализация профессионала. Коллективная монография стала вторым трудом в серии «Научно-практические семинары Института педагогического образования РАО». Первая монография «Профессиональная самореализация личности в современном обществе» вышла в свет в 2009 году.
Поднятая нами проблема наднациональна. Интерес к ней среди научного общества огромен. В связи с этим география наших исследований стала расширяться и к нам присоединились коллеги из стран ближнего Зарубежья. Этот труд стал плодом общих усилий украинских и российских коллег.
25 марта 2011 года прошел очередной международный научно-практический семинар «Самореализация и развитие творческого потенциала педагога», который состоится на базе Учреждения Российской академии образования «Институт педагогического образования». Руководитель и организатор семинара Е.В. Федосенко.
Семинар был организован совместно с Санкт-Петербургским военным институтом внутренних войск МВД РФ, Межрегиональным институтом экономики и прав; институтом декоративно-прикладного искусства (СПб), а также с Классическим приватным университетом (Украина) и Запорожской областной академией последипломного образования (Украина).
Семинар был рассчитан на широкий обмен научными идеями и опытом практического внедрения психологических исследований в педагогическом образовании. Для участия в семинаре приглашаются преподаватели вузов, научные сотрудники, докторанты, аспиранты, сотрудники образовательных учреждений, студенты, практикующие психологи, специалисты, проявляющие интерес к данным проблемам.
В рамках предложенной темы предполагается был рассмотрен следующий круг вопросов:
- Самореализация личности. Потребность личности в самореализации.
- Проблема самореализации личности в педагогическом образовании.
- Психопедагогика творчества.
- Самореализация и самосовершенствование педагога.
- Самосознание и самость как базовые конструкты становления и развертывания процессов самореализации.
- Педагогическое сознание. Формирование, психологическое содержание, структура, этапы становления. Психологические механизмы становления и развития педагогического сознания.
- Самореализация как основание акмеологического развития педагога.
Программа семинара была крайне насыщенной:
На пленарном заседании выступили с докладами ученые: «Активные методы реализации психолого-педагогического творческого потенциала педагога» - А.В. Батаршев, д.п.н., заведующий лабораторией психологических и социологических исследований в педагогическом образовании ИПО РАО; «Компетенции педагогов в России и за рубежом: результаты сравнительных исследований» - В.А. Мелехин, д.п.н., ведущий научный сотрудник лаборатории профессиологических исследований в педагогическом образовании; «Особенности профессионального сознания будущего педагога как ключевого компонента его самореализации» - Е.В. Федосенко, к.психол.н., ст.н.с. лаборатории психологических и социологических исследований в педагогическом образовании ИПО РАО. «Самосовершенствование как продуктивная версия самореализации личности» - И.С. Макарьев, к.п.н., ст.н.с. лаборатории психологических и социологических исследований в педагогическом образовании ИПО РАО.и др.
Далее состоялся Круглый стол ««Проблема саморазвития-самореализации педагога в современном обществе» (модератор: Федосенко Е.В.), на котором выступили ведущие ученые ИПО РАО и других высших учебных заведений, а также психологи-практики из детских домов, профессиональных лицеев и колледжей, центров ППМС сопровождения и т.п.
Результатом семинара стал выход научных материалов: международной коллективной монографии «Психология самореализации профессионала» под научной редакцией Е.В. Федосенко (изд-во Речь, книга вышла в печать).
Ознакомиться с ней можно на сайтах: http://www.spbdk.ru/catalog/525799/
Рецензенты монографии:
Кузьмина Нина Васильевна доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования (Смольный институт РАО, г. Санкт-Петербург).
Корзунин Владимир Александрович доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры клинической психологии психофизиологии (ЛГУ им. А.С. Пушкина, г.Санкт-Петербург).
Аннотация: В монографии отражены проблемы психологии самореализации профессионала с точки зрения российских и украинских ученых психолого-педагогического профиля. Рассмотрены теоретико-методологические основы самореализации профессионала в современной науке. Делается акцент на личностном потенциале профессионала. Затрагивается проблема профессиональной идентичности и профессионального маргинализма. Представлена акмеологическая позиция специалистов на профессиональное самоопределение личности. Раскрываются особенности профессиональной самореализации будущих специалистов в системе высшего образования. Особое внимание уделяется самореализации профессионала в образовательной сфере. В частности, рассмотрены методические основы исследования профессиональной компетентности педагога, представлена система показателей профессиональных компетенций. Особое внимание уделено профессиональному мышлению педагога как основе его самореализации. Предлагаются инновационные пути психолого-педагогического взаимодействия в различных педагогических системах, в том числе в системе повышения квалификации военных вузов. Даются методические рекомендации по работе с леворукими детьми и детьми с медико-социальными проблемами. Монография рассчитана на научных работников, аспирантов, студентов, психологов, специалистов образования и всех, интересующихся проблемой самореализации профессионала в современном обществе.
Монография состоит их трех глав, введения и приложений.
Содержание
От научного редактора
Краткая информация об авторах
Глава 1. Профессия как сфера самореализации человека.
- § 1. Проблема самореализации профессионала в современной науке.
- § 2. Личность и профессия.
- § 3. Личностный потенциал профессионального развития.
Глава 2. Профессиональное самоопределение личности как первая ступень самореализации профессионала
- § 1. Акмеология профессионального самоопределения личности.
- § 2. Социальные ценности будущих профессионалов как один из факторов их продуктивной самореализации.
- § 3. Профессиональное самоопределение личности. Педагог-предметник и педагог-тьютор.
- § 4. Модели образовательного процесса, преподавателя и будущего педагог в системе высшего образования.
Глава 3. Особенности самореализации профессионалов в образовательной среде
- § 1. Методологические основы исследования профессиональной компетентности педагога высшей школы.
- § 2. Система показателей профессиональных компетенций специалиста образования.
- § 3. Профессиональное мышление как основа самореализации педагога.
- § 4. Прогнозирование потенциала педагогической профессии в необразовательном учреждении для детей с социально-медицинскими проблемами.
- § 5. Пути взаимодействия школьного психолога и педагога в современных условиях.
- § 6. Повышение психолого-педагогической компетентности, как условие успешной самореализации педагога.
- §7. Адаптация военнослужащих к факторам межтерриториального перемещения как одно из условий самореализации в профессиональной сфере в системе повышения квалификации.
Приложения
В монографии представлена широкая география участников – это ученые и практики из различных регионов России (Дальний Восток, Арзамас, Череповец, Кострома, Ковров, Санкт-Петербург, Нижний Новгород) Украины.
Вывод: проводимые научно-практические семинары внесли большой вклад в объединение международного научно-практического психолого-педагогического сообщества России и Украины. Позволили не только обменяться опытом решения сложнейших задач развития профессионала, его самореализации и продуктивности в современной обществе, но и найти пути решения этих проблем, предлагая новые научные идеи и их практическое применение.
Федосенко Екатерина Владимировна – кандидат психологических наук, докторант РАНХиГС (Москва); старший научный сотрудник лаборатории психологических и социологических исследований в педагогическом образовании Института педагогического образования Российской академии образования (Санкт-Петербург). Заведующая кафедрой общегуманитарных дисциплин НОУ ВПО «Институт декоративно-прикладного искусства».
Автор более 40 работ по проблемам педагогической и возрастной психологии, психологии самореализации профессионала, психолого-акмеологического сопровождению подростков и детей-сирот.
Наиболее извсетные публикации за последние 5 лет:
Монографии и учебные пособия
1.Профессиональная самореализация личности в современном обществе: Монография / Под ред. Е.В. Федосенко. – СПб: Речь, 2009. – 8,0 п. л. (3 п.л.) http://www.labirint.ru/books/217203/
2.Федосенко, Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги: Монография / Е.В. Федосенко. – СПб.: Речь, 2006. – 198 с. – 2000 экз. (12 п.л.). (Доп. тираж 3000 экз., 2008). http://www.labirint.ru/books/169326/
3.Федосенко Е.В. Розвиток професйной компетентности психолога у систем пслядипломной освити: науково-методичнний супровд. Монография / Е.В. Федосенко // Психологическое сопровождение ученых-психологов. Коллективная монография (в соавторстве с О.И. Гурой и др.). Запорожье: Просвита, 2011.
4.Федосенко, Е.В. Сопровождение профессионального самоопределения детей-сирот подросткового возраста: Учебное пособие / Е.В. Федосенко. – Москва-Калининград: РГУ им. И.Канта, 2010. – 11 п.л. http://www.victoria-foundation.ru/media/pdf
5.Федосенко, Е.В. Помощь подростку: полное практическое руководство для психологов, педагогов и родителей / Е.В. Федосенко. – М.-СПб.: Сфера, Речь, 2009. – 2009. (20 п.л.). http://www.internatura.ru/index.
Статьи в рецензируемых и зарубежных журналах:
6.Федосенко, Е.В. Организация психолого-акмеологического пространства детей-сирот / Е.В. Федосенко // Мир науки, культуры, образования 6 (31), 2012.
7.Федосенко, Е.В. Системный подход в изучении самореализации педагога. / Е.В. Федосенко, К.В. Лосев / Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России 4(52); 2011.
8.Федосенко, Е.В. Сопровождение самореализации психолога в различных педагогических системах / Е.В. Федосенко // Мир науки, культуры, образования 5 (30), 2011.
9.Федосенко, Е.В. Барьеры продуктивной профессиональной самореализации педагога в современном обществе / Е.В. Федосенко // Ярославский педагогический вестник, 2011.
10.Федосенко, Е.В. Проблема самореализации профессионала в образовании / Е.В. Федосенко // Человек и образование, 2011.
11.Федосенко, Е.В. Особенности сопровождения самореализации психолога в учреждениях для детей-сирот/ Е.В. Федосенко // Мат-лы всеукраинской научно- практической конференции «Науко-методическое супровид розвитку професийной компетентности практических психологов у системи пислядиплоной освити» Украина, м. Запорижжя, 17-18 листопада 2011. (1 п.л.).
12.Федосенко, Е.В. «Профессиональная самореализация педагога: региональный и возрастной аспект» / Е.В. Федосенко, // Международный Форум «Личность в едином образовательном пространстве» Конференция «Философия образования личности» Украина, г. Запорожье, 5-7 мая 2010 (0,5 п.л.) http://www.ukrdeti.com/firstforum/b53.html.
13.Федосенко, Е.В. «Развитый уровень самосознания как одна из ведущих характеристик толерантной личности» / Е.В. Федосенко // Мат-лы всеукраинской научно-практической конференции «Научно-методическое обеспечение развития инновационных процессов в системе последипломного образования педагогических кадров сельских регионов» Украина, г. Запорожье, 8-9 октября 2010. (1 п.л.).