Номинация «Книга года по психологии»
Все проекты номинации в текущем году>
Реферат проекта

«Дети и подростки в условиях боевых действий: диагностика последствий и психологическая помощь» (коллективная монография)

Авторы:

  • Юрчук Ольга Леонидовна

    кандидат психологических наук, заместитель руководителя Федерального координационного центра по развитию психолого-педагогической помощи в системе образования Российской Федерации, Московский государственный психолого-педагогический университет (Москва)

  • Вихристюк Олеся Валентиновна

    кандидат психологических наук, проректор по воспитательной и социально-психологической работе, Московский государственный психолого-педагогический университет (Москва)

  • Екимова Валентина Ивановна

    профессор, доктор психологических наук, зав. кафедрой, МГППУ (Москва)

Организация: Федеральный координационный центр по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации, Московский государственный психолого-педагогический университет

В коллективной монографии «Дети и подростки в условиях боевых действий: диагностика последствий и психологическая помощь» представлены результаты теоретико-методологического анализа отечественного и зарубежного опыта организации психологической помощи детям и подросткам, пострадавшим в результате боевых действий и вооруженных конфликтов, а также рассмотрены методы изучения психологического состояния детей и подростков.

Вопросы обеспечения психологического благополучия детей и подростков, создания психологически благоприятных условий для их гармоничного всестороннего развития становятся особенно актуальными в условиях современной мировой социальной и геополитической ситуации. В монографии представлено описание методики, позволяющей оценить у несовершеннолетних проявления дезадаптации, симптомы ПТСР и ресурсы для преодоления стресса в пяти сферах. Методика позволяет целостно оценить психотравмирующую ситуацию через призму восприятия как самого ребенка (начиная с подросткового возраста), так и взрослых, имеющих возможность наблюдать за изменениями в его состоянии и поведении, а также проводить массовую оценку состояния детей и подростков.

В монографии представлены результаты исследования состояния несовершеннолетних, проведенного в период с июля по сентябрь 2023 г., в котором приняли участие более 51 000 респондентов, в том числе родители (законные представители) обучающихся и педагогические работники. Среди общего числа респондентов 20 045 респондентов было среди обучающихся с 5 по 11 класс (для оценки состояния обучающихся с 1 по 4 класс ответ на анкету давали только родители (законные представители) и/или педагогические работники). В монографии подробно описан инструмент исследования и приводится стимульный материал.

Результаты апробации на территориях, вовлеченных в последствия боевых действий (Белгородская, Ростовская, Запорожская и Херсонская область, ДНР, ЛНР) выявили выраженные признаки дезадаптации в психофизиологической, коммуникативной, эмоциональной, поведенческой и когнитивной сферах у некоторых групп детей, что согласуется с результатами отечественных и зарубежных исследований, проводимых в сопоставимых условиях. Полученные данные могут быть полезны для разработки и применения адресных программ психологического сопровождения обучающихся, подвергшихся травматическому опыту, оценки эффективности оказываемой психологической помощи, для консультативной и просветительской деятельности родителей/законных представителей и для обучения (повышения квалификации) педагогов-психологов и педагогических работников.

Содержательные материалы

Рекомендации (или диплом о присвоении автору ученой степени)

За проект проголосовали 47 читателей
  • Травматизация детей и подростков войной усиливает и обостряет звучание темы "дети в мире современных взрослых". Оперативность анализа не расходится с глубиной, а результаты исследования с практическими рекомендациями.

  • В монографии обсуждаются важные вопросы по организации психологической помощи детям и подросткам, пострадавшим в результате боевых действий и вооруженных конфликтов

  • Крайне актуальная и востребованная, как в отношении теории, так и в практике психологической помощи, книга.

  • Очень актуальная и важная для практических специалистов работа

  • Интересный проект. Крайне актуален в настоящее время.

  • Остро актуальная тема в современных условиях.

  • Важная тема со структурированной подачей материала.

  • Данная монография заслуживает быть на первом месте в области исследований психологического благополучия детей и подростков в условиях современных конфликтов, в том числе в условиях боевых действий. Исследование основывается на большом объеме данных, что подтверждает корректность и достоверность выводов. Большое спасибо авторам за проделанную работу и желаю успехов в дальнейших исследованиях! И победы в номинации!

  • Полезный и актуальный материал

  • Исследование и методика актуальны и необходимы для организации оказания помощи

  • Хороший практический инструмент.

  • монография содержит результаты исследования, посвященного оценке психологических последствий травматизации детей и подростков в условиях боевых действий

  • Хорошая практико-ориентированная монография на актуальную тему психологической помощи детям в условиях боевых действий.

  • Важность и актуальность темы в текущий момент времени

  • Замечательная монография по очень актуальной теме. Спасибо за эту работу.

  • Очевидна актуальность монографии и ценность разработанного авторами инструментария. Эта работа - важный вклад в сохранение психологического здоровья поколения детей и их родителей в условиях боевых действий. Таких исследований должно быть больше.

  • Понравился стиль изложения материала, высокая актуальность работы

  • Актуальная тема, полезная информация

  • Материалы монографии полезны педагогу-психологу при работе с семьей участников и ветеранов СВО

  • Мало кто обращает внимание на психологическое здоровье детей. Это важно!

  • В монографии содержаться актуальные данные с учетом современных вызовов, необходимые для поддержки семей, воспитывающих детей и их адаптации к непростым условиям.

  • Очень актуальное и уникальное пособие для ориентировки в основных трудностях и рисках развития детской психики в условиях боевых действий и поиска путей оказания им и окружению психологической поддержки и помощи.

  • Монография включила в свое содержание важные научно обоснованные аспекты, необходимые для практической работы педагога-психолога с детьми и подростками, которые явились свидетелями боевых действий. Особую практическую ценность представляет разработанный авторами скрининг, аналога которого в отечественной психодиагностике на данный момент не существует

  • Решена актуальная проблема

  • Крайне актуальная работа

  • Яркое и углубленное отражение актуальной темы

  • Монография имеет важное значение для понимания и оказания помощи детям, пережившим военные конфликты. В работе представлен диагностический инструментарий, который позволяет оценить психологические последствия травм, связанных с боевыми действиями. Данная монография позволит специалистам разрабатывать эффективные программы психологической реабилитации, адаптированные к потребностям детей и подростков, что способствует их восстановлению и интеграции в мирную жизнь.

  • Актуальная тема с предоставлением практических материалов

  • Книга "Дети и подростки в условиях боевых действий: диагностика последствий и психологическая помощь" является важным и актуальным трудом, который освещает сложные и многогранные аспекты психологического воздействия военных конфликтов на молодое поколение. Четкая структура и доступный язык делают её полезной как для профессионалов, так и для широкой аудитории, заинтересованной в вопросах психологии и социальной работы.

  • Коллективный труд авторов, реализованный в монографии «Дети и подростки в условиях боевых действий: диагностика последствий и психологическая помощь», на сегодняшний день является актуальным, востребованным и практико-ориентированным.

  • Материалы монографии имеют широкий системный теоретический характер, а представленные практиоориентированные материалы могут быть использованы в работе практических специалистов. Представлен реальный практический опыт по актуальной теме.

  • Чрезвычайно актуальная и важная работа

  • Актуальная и важная тема сегодня!

  • Тема актуальная, благодарность авторам за труд и профессионализм

  • Книга посвящена анализу опыта организации психологической помощи детям, пострадавшим в результате боевых действий и вооруженных конфликтов. Представлено описание методики, позволяющей оценить проявления дезадаптации, симптомы ПТСР и ресурсы для преодоления стресса у несовершеннолетних.

  • Актуальная, практикорориентированная работа, которая опирается на результаты апробации на территориях, вовлеченных в последствия боевых действий (Белгородская, Ростовская, Запорожская и Херсонская область, ДНР, ЛНР). Написано ясным слогом.

  • Актуальная тема, практикоориентированность

  • Монография «Дети и подростки в условиях боевых действий: диагностика последствий и психологическая помощь» очень ценный ресурс для практиков, специалистов работающих с семьями оказавшимися вовлеченными в условия боевых действий и нуждающихся в психологической поддержке и реабилитации. Книга заслуживает особого внимания и высокой оценки.

  • Актуальная и очень нужная в настоящее время работа!

  • Актуальное методическое пособие

  • Наверное, одна из болевых точек нашей современной жизни.

  • В современном мире конфликты и боевые действия становятся все более частым явлением, и дети часто оказываются наиболее уязвимой категорией населения. Монография помогает лучше понять, какие последствия такие события оказывают на психику детей и подростков, что позволит впоследствии оказать им необходимую помощь, получить комплексный взгляд на проблему и разработать эффективные методы оказания помощи.

  • Ценность представленной монографии заключается в представленном как теоретическом, так и практическом материале оказания психологической помощи детям и подросткам, испытывающим влияние военных действий. Несомненно, монография будет полезна в работе специалистов, оказывающих помощь детям, подросткам, семьям, подверженным влиянию военного травматического опыта.

  • Книга актуальна в работе психолога в сфере образования

  • Актуальное научное практико-ориентированное исследование

  • Проголосовать

  • Материалы монографии буду использовать в своей работе

  • Очень актуальная тема. В монографии тема представлена содержательно. Буду использовать в работе обязательно.

Последний день голосования – 30 марта

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе