- Юрчук Ольга Леонидовна
кандидат психологических наук, заместитель руководителя по научно-методической работе Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации, Московский государственный психолого-педагогический университет (Новый Уренгой, Москва)
- Вихристюк Олеся Валентиновна
кандидат психологических наук, проректор по воспитательной и социально-психологической работе, Московский государственный психолого-педагогический университет (Москва)
- Екимова Валентина Ивановна
доктор психологических наук, зав. кафедрой, МГППУ (Москва)
Организация: Федеральный координационный центр по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации, Московский государственный психолого-педагогический университет
В коллективной монографии «Дети и подростки в условиях боевых действий: диагностика последствий и психологическая помощь» представлены результаты теоретико-методологического анализа отечественного и зарубежного опыта организации психологической помощи детям и подросткам, пострадавшим в результате боевых действий и вооруженных конфликтов, а также рассмотрены методы изучения психологического состояния детей и подростков.
Вопросы обеспечения психологического благополучия детей и подростков, создания психологически благоприятных условий для их гармоничного всестороннего развития становятся особенно актуальными в условиях современной мировой социальной и геополитической ситуации. В монографии представлено описание методики, позволяющей оценить у несовершеннолетних проявления дезадаптации, симптомы ПТСР и ресурсы для преодоления стресса в пяти сферах. Методика позволяет целостно оценить психотравмирующую ситуацию через призму восприятия как самого ребенка (начиная с подросткового возраста), так и взрослых, имеющих возможность наблюдать за изменениями в его состоянии и поведении, а также проводить массовую оценку состояния детей и подростков.
В монографии представлены результаты исследования состояния несовершеннолетних, проведенного в период с июля по сентябрь 2023 г., в котором приняли участие более 51 000 респондентов, в том числе родители (законные представители) обучающихся и педагогические работники. Среди общего числа респондентов 20 045 респондентов было среди обучающихся с 5 по 11 класс (для оценки состояния обучающихся с 1 по 4 класс ответ на анкету давали только родители (законные представители) и/или педагогические работники). В монографии подробно описан инструмент исследования и приводится стимульный материал.
Результаты апробации на территориях, вовлеченных в последствия боевых действий (Белгородская, Ростовская, Запорожская и Херсонская область, ДНР, ЛНР) выявили выраженные признаки дезадаптации в психофизиологической, коммуникативной, эмоциональной, поведенческой и когнитивной сферах у некоторых групп детей, что согласуется с результатами отечественных и зарубежных исследований, проводимых в сопоставимых условиях. Полученные данные могут быть полезны для разработки и применения адресных программ психологического сопровождения обучающихся, подвергшихся травматическому опыту, оценки эффективности оказываемой психологической помощи, для консультативной и просветительской деятельности родителей/законных представителей и для обучения (повышения квалификации) педагогов-психологов и педагогических работников.