«Социальная психология малой группы» (комплект учебно-методических ресурсов)
Актуальность проекта
Малые группы – производственные, учебные, спортивные, семейные и др. – играют большую роль в жизни общества, организации и конкретного человека. Поэтому они привлекают к себе повышенное внимание специалистов разных дисциплин: социальной и организационной, военной и юридической, возрастной и педагогической психологии, социологии и конфликтологии, педагогики и психотерапии.
За рубежом наблюдается постоянный рост количества публикаций, посвященных малым группам, тогда как внашей стране за последние двадцать лет произошел существенный спад интереса к их изучению. Очевидно, что отечественная психология малой группы находится в состоянии кризиса и перед ней стоит задача реанимироваться и самоопределиться. Есть несколько путей решения указанной задачи. Во-первых, надо переосмысливать теоретико-методологические основы изучения малых групп, создавать теории с широкими концептуальными рамками, аккумулировать достижения зарубежной науки и практики. Во-вторых, необходимо разрабатывать инновационные технологии изучения и воздействия, накапливать массив данных по группам разного типа и профиля деятельности и др. В-третьих, надо внедрять в образовательный процесс подготовки специалистов в вузах новейшие теоретические и прикладные разработки посредством подготовки и использования учебно-методических ресурсов нового поколения.
Цель проекта
Комплект учебно-методических ресурсов«Социальная психология малой группы» (КУМР) предназначен для повышения качества подготовки и обеспечения самостоятельной работы обучающихся по дисциплинам «Социальная психология», «Психология малых групп», «Эффективность малых групп в организации», «Организационная психология», «Психология менеджмента», «Управление персоналом» и др.
Содержание проекта
КУМР включает 8 опубликованных в 2011 г. работ:
- Сидоренков А.В. Социальная психология малых групп. Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. (Гриф ФИРО Минобрнауки РФ.).
- Сидоренков А.В., Захарченко Н.А., Сидоренкова И.И. Социально-психологические теории малой группы: учебное пособие. М.: Вузовская книга, 2011. (Гриф УМО по классическому университетскому образованию).
- Сидоренков А.В., Сидоренкова И.И. Эффективность малых групп в организации. Социально-психологические и организационно-деятельностные аспекты: монография. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2011.
- Сидоренков А.В. Методики изучения групповых норм: учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2011.
- Сидоренков А.В. Методики изучения индивида в производственной группе: учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2011.
- Сидоренков А.В., Сидоренкова И.И. Методики изучения доверия в малой группе и неформальных подгруппах: учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2011.
- Сидоренков А.В., МондрусА.Л. Методика изучения сплоченности малой группы в организации: учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2011.
- Сидоренков А.В., Ульянова Н.Ю. Методики изучения эффективности малой группы в организации: учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2011.
В учебно-методических ресурсах полно и систематично, на современном уровне представлений в мировой науке и практике изложены практически все психологические аспекты малых групп:
- психология малой группы как научная дисциплина: современное состояние и перспективы развития, ключевые понятия и предмет исследования, методология и методы;
- содержание, преимущества и ограничения практически всех зарубежных и отечественных теорий малой группы;
- природа и классификация малых групп и неформальных подгрупп, основные области их исследования во всем многообразии: групповая динамика, субъектные характеристики, общение, влияние и др.;
- формы проявления активности индивида в группе и неформальной подгруппе;
- многоплановый феномен групповой эффективности, различные детерминанты его проявления;
- содержание, направления и методы организационно-психологического воздействия на малые группы с целью повышения их эффективности и др.
Научная значимость проекта заключается:
а) в отображении современных достижений в мировой психологии малой группы и смежных с ней дисциплин;
б) в анализе и переосмыслении теоретико-методологических основ психологии малой группы;
в) в систематизации и анализе практически всех существующих теорий малой группы, в разработанной одним из авторов микрогрупповой теории;
г) в использовании авторских научных идей и разработок относительно неформальных подгрупп в группе, источника и механизма групповой динамики, моделей сплоченности и конфликта, доверия и идентичности, групповой эффективности и др.
Практическая значимость проекта
Учебно-методические ресурсы созданы на основе модульного подхода с диагностико-квалиметрическим обеспечением, охватывают практически все области и темы психологии малых групп. В них отображены современные достижения и инновационные разработки в понятной для обучающихся форме. Эти ресурсы размещены в электронном пространстве ЮФУ и доступны для обучающихся.
Многие вопросы рассматриваются с практической точки зрения, например, относительно методов и схемы оценки групповой эффективности, направлений и методов её повышения.
В учебно-методических ресурсах представлены новые, разработанные и апробированные авторами методики, позволяющие изучать ряд социально-психологических характеристик малой группы, неформальных подгрупп и членов в группе. Эти методики могут быть использованы в практической работе с целью оценки потенциала и повышения эффективности группы.
Выводы
КУМР является достаточным для освоения, в том числе самостоятельного такой обширной области как психология малой группы, а также смежных с ней дисциплин. Он может быть использован для обеспечения современным и надежным инструментарием научных исследований студентов и аспирантов, докторантов и преподавателей, практической деятельности специалистов.
Сидоренков Андрей Владимирович - доктор психол. наук, профессор, зав. кафедрой психологии управления и акмеологии, место работы: Южный федеральный университет. Сфера научных интересов: психология малых групп, психодиагностика.
Основные публикации:
- Сидоренков А.В. Неформальные подгруппы в малой группе. Ростов-на-Дону: АПСН СКНЦ, 2003. (монография).
- Сидоренков А.В. Динамика неформальных подгрупп в группе. Ростов-на-Дону: РГУ, 2004. (монография).
- Сидоренков А.В. Малая группа и неформальные подгруппы: микрогрупповая теория. Ростов-на-Дону: Издательство ЮФУ, 2010. (монография).
- Сидоренков А.В., Сидоренкова И.И. Эффективность малых групп в организации. Социально-психологические и организационно-деятельностные аспекты. Ростов-на-Дону: Издательство ЮФУ, 2011. (монография).
- Сидоренков А.В., Захарченко Н.А., Сидоренкова И.И. Социально-психологические теории малой группы: учебное пособие. М.: Вузовская книга, 2011. (Гриф УМО по классическому университетскому образованию.)
- Сидоренков А.В. Социальная психология малых групп: учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. (Гриф ФИРО Минобрнауки РФ.)
Сидоренкова Ирина Ивановна - канд. психол. наук, место работы: Южный федеральный университет, должность: ст. преподаватель кафедры психологии образования. Сфера научных интересов: психология доверия в малых группах, психодиагностика.
Основные публикации:
- Сидоренков А.В., Сидоренкова И.И. Эффективность малых групп в организации. Социально-психологические и организационно-деятельностные аспекты. Ростов-на-Дону: Издательство ЮФУ, 2011. (монография).
- Сидоренков А.В., Захарченко Н.А., Сидоренкова И.И. Социально-психологические теории малой группы: учебное пособие. М.: Вузовская книга, 2011. (гриф УМО).
- Сидоренков А.В., Сидоренкова И.И. Доверие в малых группах // Вопросы психологии. 2011. №1.