Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологическом образовании»
Реферат проекта

«Конфликтология» (учебное пособие (2-е издание, дополненное))


Автор:
Игумнова Галина Витальевна
Йошкар-Ола, Пушкино МО

Актуальность, научная и практическая значимость

Проблема конфликтов является фундаментальной для психологической науки.

Источник развития личности – конфликты; то,  как они разрешаются,  мы можем судить о стиле поведения человека: конструктивном или деструктивном.

В психологической литературе можно встретить такое высказывание, что главное - это  «жуть конфликта превратить в путь из конфликта».

Современный специалист должен научиться управлять конфликтом, используя для этого наиболее эффективные способы.

Данный курс направлен на создание у студентов целостного представления о конфликте, об основных научных концепциях, оказавших влияние на отечественные и зарубежные исследования, о состоянии психологии конфликта на современном этапе.

В результате изучения данной дисциплины у студентов будут сформированы общекультурные и профессиональные компетенции, что позволит им ориентироваться в сложной системе взаимоотношений, находить лучшие решения в конфликтных ситуациях, находить самые действенные способы воздействия на поведение людей, вовлеченных в конфликтное противоборство.   Студенты научатся распознавать истинные причины возникновения конфликтов,  предупреждать появление конфликтов, правильно вести себя с конфликтующими сторонами, управлять конфликтами и разрешать их на взаимовыгодной основе.

В настоящее время существует немало пособий с подоюным названием, но в данном учебном пособии акцент сделан на организацию самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная учебная работа студентов представляет собой процесс овладения научными знаниями, практическими умениями  и навыками, общекультурными и профессиональными компетенциями,   как под руководством преподавателя, так и без него. При этом необходимо целенаправленное управление самостоятельной работой студентов посредством заданий.

Основные функции самостоятельной учебной работы студентов по курсу «Конфликтология»:

  • закрепление психологических знаний и умений, изученных в рамках аудиторных занятий;
  • расширение и углубление знаний по отдельным темам;
  • освоение умений использования этих знаний для решения прикладных задач;
  • освоение умений психологического исследования;
  • освоение умений самопознания и саморазвития.

Самостоятельное чтение учебных пособий, первоисточников, научных статей может использоваться в разных ситуациях учебной работы студентов: при подготовке к практическим занятиям, при подготовке рефератов и курсовых работ, при подготовке к экзаменам и зачетам.

Одной из актуальных проблем данного вида учебной работы является обучение студентов умениям осмысленного чтения, развития навыков понимания психологических текстов.

В ходе изучения курса  необходимо использовать задания, способствующие усвоению учебного материала:

  • задания по составлению конспекта  статьи, раздела книги по теме  курса;
  • задания на анализ различных точек зрения ученых на проблему конфликта;
  • поиск ответов на предложенные вопросы по каждой теме курса;
  • составление тезауруса по теме курса;
  • составление резюме прочитанного текста;
  • поиск примеров, иллюстрирующих особенности возникновения и развития  различных типов конфликтов;
  • анализ конфликтных ситуаций, которые происходят в различных сферах деятельности,  из предложенного банка конфликтов;
  • задания на самоанализ личностных качеств;
  • задания на самостоятельный поиск информации;
  • написание рефератов по предложенным темам;
  • написание курсовых и дипломных работ.

Информация, полученная путем самостоятельного чтения, предназначается для дальнейшего использования и в жизни, и в будущей профессиональной деятельности. Для лучшего усвоения необходимо делать записи: составлять план, конспект, конспект-схему, делать выписки, писать тезисы, рецензии, аннотации.

Курс носит теоретический и прикладной характер, основан на современных научных концепциях в области конфликтологии,  а также на накопленном конфликтологами реальном опыте в области регулирования конфликтов.

Изложение материала предусматривает как изучение теоретических основ психологии межличностного конфликта (конфликт как социальный феномен, конфликт  в сфере управления, в педагогической деятельности, в семье), так и овладении современными технологиями разрешения межличностных конфликтов.

Занятия  направлены на развитие определенных качеств личности, формирование умений и навыков в области коммуникативной деятельности в различных сферах жизни человека: в семье, на работе, в школе.

Занятия способствуют развитию профессиональной психологической компетентности, развитию эмпатии,  целеполаганию и прогнозированию, предупреждению конфликтных ситуаций.

Знание технологий разрешения межличностных конфликтов   способствует формированию навыков конструктивного взаимодействия в ситуации педагогического профессионального общения, навыков психологической просветительской деятельности.

Современный психолог должен владеть технологиями эффективного взаимодействия, уметь анализировать конфликтные педагогические, управленческие, семейные ситуации, конструктивно разрешать межличностные конфликты и профессионально осуществлять консультационную деятельность.

Самостоятельная работа, организованная при помощи данного учебного пособия,предполагает использование следующих образовательных технологий:

  • анализ конкретных ситуаций;
  • анализ публикаций из психологических журналов;
  • разработка электронных тематических презентаций;
  • письменные творческие задания;
  • разработка банка ситуаций;
  • написание эссе;
  • подготовка к тестированию;
  • конспекты.

Содержание работы

«КОНФЛИКТОЛОГИЯ»: учебное пособие для самостоятельной работы студентов. - Йошкар-Ола: МОСИ-ООО «СТРИНГ», 2011.-258 с.

Рецензенты:

Попов Л.М., доктор  психологических наук, профессор 

Казанского  (Приволжского) федерального университета

Швецов Н.М., доктор педагогических наук, профессор 

Межрегионального открытого социального института  (г. Йошкар-Ола)

Загайнов И.А., кандидат педагогических наук, доцент МарГУ (г. Йошкар-Ола

Цель данного учебного пособия: вооружить студентов знаниями о специфике  конфликта и способах его разрешения.

Задачи, которые решаются в ходе использования данного учебного пособия:

  • сформировать у студентов представление о предмете и функциях    конфликтологии;
  • сформировать у студентов представления о психологической природе конфликта;
  • обеспечить усвоение сведений о типах и причинах конфликтов;
  • обеспечить формирование у студентов первоначальных умений и навыков осуществления профессионального взаимодействия  в соответствии с особенностями конфликтных отношений;
  • вооружить студентов знаниями о технологиях предупреждения и разрешения конфликтов в профессиональной деятельности.

Содержание учебного пособия «Конфликтология»

Введение

Раздел 1. Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по курсу «Конфликтология»

1.1. Этапы работы над рефератом, курсовой и дипломной работой.

1.2. Изучение литературы.

1.3. Клише для анализа литературы и результатов исследований.

1.4. Список научных журналов.

1.5. Критерии оценки при защите реферата, курсовой и дипломной работы.

Раздел 2. Программа курса «Конфликтология».

2.1. Цель и задачи дисциплины.

2.2. Современные требования к результатам освоения содержания дисциплины.

2.3. Содержание дисциплины.

2.4. Распределение часов по темам и видам работ.

2.5. Литература.

2.5.1. Основная литература.

2.5.2. Дополнительная литература.

2.5.3. Авторские разработки.

2.5.4. Интернет –ресурсы по дисциплине.

Раздел 3.Оценочные средства для текущего контроля.

3.1. Вопросы для самопроверки.

3.2. Банк конфликтных ситуаций.

3.3. Ситуационные задачи.

3.4. Тестовые задания.

3.5. Темы рефератов.

3.6. Темы курсовых и дипломных работ.

Раздел 4. Материалы для самодиагностики

Раздел 5. Дополнительная литература из периодических изданий за 2000-2011 годы.

Вместо заключения

Глоссарий

Приложение А. Материалы для учебных занятий

Приложение  Б. Таблицы и схемы

Приложение  В. Интернет-ресурсы открытого доступа (сайты, порталы, энциклопедии, эл.библиотеки)

Приложение  Г. Материалы статей  для самостоятельного изучения и анализа

 

Результаты освоения содержания данного учебного пособия

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций: общекультурных: способен и готов к владению  навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния; способен и готов к восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей и профессиональных: способен и готовк преподаванию психологии как общеобразовательной дисциплины; способен и готов к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества; способен и готов к самообразованию на протяжении всей жизни.

Студент должен овладеть знаниями:

  • об  основных понятиях конфликтологии  и,  используемый в данной науке,  категориальный аппарат;
  • о причинах  межличностных конфликтов в организациях, в учебной деятельности, в педагогической деятельности, в семье;
  • о способах  разрешения межличностных конфликтов.

Студент должен овладеть умениями и навыками:

  • диагностировать и анализировать причины межличностных конфликтов;
  • видеть различные социально-психологические варианты разрешения конфликтных ситуаций и выбирать для конкретной ситуации наиболее подходящий способ разрешения;
  • владеть основами организации переговорного процесса и основами посреднической деятельности в конфликте;
  • применять полученные знания при решении социально-психологических проблем в профессиональной деятельности.

Игумнова Галина Витальевна - кандидат педагогических наук, доцент ВАК, практический психолог (Академия психологии,  предпринимательства и менеджмента ( г. Санкт-Петербург , диплом 2002 г.), профессор кафедры психологии и педагогики, АНО ВПО МОСИ. 

Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su