- Каданкова Наталья Николаевна
кандидат психологических наук, и.о. зав. кафедрой педагогики и психологии общего и профессионального образования Гуманитарного института, филиал САФУ имени М.В. Ломоносова в г. Северодвинске Архангельской обл. (Северодвинск)
- Пачина Светлана Васильевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии общего и профессионального образования Гуманитарного института, филиал САФУ имени М.В. Ломоносова в г. Северодвинске Архангельской обл. (Северодвинск)
Современное общество – общество, ориентированное на определенный уровень достижений. При этом центральное место в стремлении быть успешным занимает прагматическая направленность.
Подростковый и юношеский возраст является сензитивным для социализации человека. Современный молодой человек с одной стороны: стремится к успеху и высоким идеалам, ставит перед собой колоссальные цели, имеет огромные ресурсы и энергию для их реализации; с другой стороны: не обладает жизненно важными умениями, позволяющими созидать и развиваться, вектор приложения его усилий часто не определен и чрезмерно внешне ориентирован (И.Кон., Е. Емельянова).
В этом контексте актуальным становится формирование в подростковом и юношеском возрасте ценности социальной успешности как внутреннего качества личности, связанного с переживанием чувства удовлетворенности собой, собственными достижениями и умениями.
Модель формирования ценностного отношения к социальной успешности у подростков и юношестваявляется универсальной и может быть использована в работе любых образовательных пространств.
Разработана, апробирована система подготовки специалистов для реализации системы психолого-педагогического сопровождения профильных смен в летнем оздоровительном лагере.
Цель проекта: создание условий для формирования ценностного отношения к социальной успешности у подростков и юношества в условиях профильной смены летнего лагеря.
Задачи:
- определить теоретические основы проблемы формирования ценностного отношения к социальной успешности у подростков и юношества;
- разработать и апробировать программу подготовки вожатского отряда к созданию и реализации модели в условиях профильной смены;
- разработать и реализовать модель формирования ценностного отношения к социальной успешности у подростков и юношества в условиях профильной смены летнего лагеря.
Этапы работы
Подготовительный этап:
Создание информационно-справочной базы по проблемам:
- определения сущности, подходов к определению понятий и структуры исследуемых феноменов;
- отбора методов, форм, средств формирования ценностного отношения к социальной успешности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей участников;
- моделирования системы формирования ценностного отношения к социальной успешности у подростков и юношества.
Организационный этап:
- формирование и теоретическая подготовка вожатского отряда из числа студентов, обучающихся по специальности «Педагогика и психология» для разработки и реализации модели (на основе применения модели экспериментального обучения Д. Колба).
Этап моделирования:
- этап постановки задачи (разработка вожатским отрядом целей и задач модели);
- этап разработки модели (определение характеристик структуры и организации модели: выявление представлений о социальной успешности – выявление представлений о необходимых умениях социально успешного человека и способах их развития – формирование мотивации успеха достижения социальной успешности – создание ситуации достижения социальной успешности на основе применения умений - рефлексия);
- этап экспериментирования (отработка основных этапов и способов реализации модели вожатыми на себе);
- этап анализа результатов моделирования (корректировка структуры и организации модели, оценка готовности модели к практической реализации).
Этап апробации модели:
Реализация модели в условиях профильной смены летнего лагеря:
- диагностика представлений о социальной успешности и необходимых умениях социально успешного человека (метод «Коллажа»);
- определение иерархии (для отряда в целом и личности, в частности) значимых представлений о социальной успешности и необходимых умениях социально успешного человека (метод Мозгового штурма);
- включение подростков и юношества в ролевую игру «Страна избранных», позволяющую реализовать механизм формирования ценностного отношения к социальной успешности (знание об объекте – умение взаимодействия с объектом – значимость объекта);
- разработка и реализация отрядами системы мероприятий, создающих условия для получения опыта, овладения новыми умениями социально успешного человека (промежуточная диагностика, следящий контроль, рефлексия);
- итоговая диагностикапредставлений о социальной успешности и необходимых умениях социально успешного человека.
Заключительный:
- внутренняя и внешняя оценка результативности модели формирования ценностного отношения к социальной успешности у подростков и юношества в условиях профильной смены летнего лагеря.
Количественные результаты:
- более 200 человек – участников смены из 15 муниципальных образований Архангельской области получили опыт развития умений социально успешного человека, социально значимой деятельности;
- разработана и апробирована модель формирования ценностного отношения к социальной успешности у подростков и юношества;
- разработана и апробирована система подготовки вожатых (в количестве 30 человек)из числа студентов, обучающихся по специальности «Педагогика и психология»для реализации модели в условиях профильной смены.
Качественные результаты:
- расширены представления о феномене социальной успешности у участников смены;
- сформированы новые смыслы, мотивация и опыт социальной успешности;
- изменены отношения и освоены новые средства и способы достижениям социального успеха;
- сформированы новые смыслы и мотивы в профессиональном развитии у студентов-участников вожатского отряда.
Выводы
Разработанная модель, психологически содействующая формированию ценности социальной успешности, представлена в единстве целей, задач, направлений, средств и способов организации жизнедеятельности участников в образовательном пространстве.Основа модели − создание условий, в которых достижение социального успеха определяется накоплением и осознанием личного и коллективного ресурса позитивного опыта в ситуациях требующих волевых усилий, принятия ответственности, риска, выносливости, творческого подхода, гуманности, заботы.