«Разработка и апробация модели формирования ценностного отношения к социальной успешности у подростков и юношества в условиях профильной смены летнего лагеря» (социальный проект)
Современное общество – общество, ориентированное на определенный уровень достижений. При этом центральное место в стремлении быть успешным занимает прагматическая направленность.
Подростковый и юношеский возраст является сензитивным для социализации человека. Современный молодой человек с одной стороны: стремится к успеху и высоким идеалам, ставит перед собой колоссальные цели, имеет огромные ресурсы и энергию для их реализации; с другой стороны: не обладает жизненно важными умениями, позволяющими созидать и развиваться, вектор приложения его усилий часто не определен и чрезмерно внешне ориентирован (И.Кон., Е. Емельянова).
В этом контексте актуальным становится формирование в подростковом и юношеском возрасте ценности социальной успешности как внутреннего качества личности, связанного с переживанием чувства удовлетворенности собой, собственными достижениями и умениями.
Модель формирования ценностного отношения к социальной успешности у подростков и юношестваявляется универсальной и может быть использована в работе любых образовательных пространств.
Разработана, апробирована система подготовки специалистов для реализации системы психолого-педагогического сопровождения профильных смен в летнем оздоровительном лагере.
Цель проекта: создание условий для формирования ценностного отношения к социальной успешности у подростков и юношества в условиях профильной смены летнего лагеря.
Задачи:
- определить теоретические основы проблемы формирования ценностного отношения к социальной успешности у подростков и юношества;
- разработать и апробировать программу подготовки вожатского отряда к созданию и реализации модели в условиях профильной смены;
- разработать и реализовать модель формирования ценностного отношения к социальной успешности у подростков и юношества в условиях профильной смены летнего лагеря.
Этапы работы
Подготовительный этап:
Создание информационно-справочной базы по проблемам:
- определения сущности, подходов к определению понятий и структуры исследуемых феноменов;
- отбора методов, форм, средств формирования ценностного отношения к социальной успешности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей участников;
- моделирования системы формирования ценностного отношения к социальной успешности у подростков и юношества.
Организационный этап:
- формирование и теоретическая подготовка вожатского отряда из числа студентов, обучающихся по специальности «Педагогика и психология» для разработки и реализации модели (на основе применения модели экспериментального обучения Д. Колба).
Этап моделирования:
- этап постановки задачи (разработка вожатским отрядом целей и задач модели);
- этап разработки модели (определение характеристик структуры и организации модели: выявление представлений о социальной успешности – выявление представлений о необходимых умениях социально успешного человека и способах их развития – формирование мотивации успеха достижения социальной успешности – создание ситуации достижения социальной успешности на основе применения умений - рефлексия);
- этап экспериментирования (отработка основных этапов и способов реализации модели вожатыми на себе);
- этап анализа результатов моделирования (корректировка структуры и организации модели, оценка готовности модели к практической реализации).
Этап апробации модели:
Реализация модели в условиях профильной смены летнего лагеря:
- диагностика представлений о социальной успешности и необходимых умениях социально успешного человека (метод «Коллажа»);
- определение иерархии (для отряда в целом и личности, в частности) значимых представлений о социальной успешности и необходимых умениях социально успешного человека (метод Мозгового штурма);
- включение подростков и юношества в ролевую игру «Страна избранных», позволяющую реализовать механизм формирования ценностного отношения к социальной успешности (знание об объекте – умение взаимодействия с объектом – значимость объекта);
- разработка и реализация отрядами системы мероприятий, создающих условия для получения опыта, овладения новыми умениями социально успешного человека (промежуточная диагностика, следящий контроль, рефлексия);
- итоговая диагностикапредставлений о социальной успешности и необходимых умениях социально успешного человека.
Заключительный:
- внутренняя и внешняя оценка результативности модели формирования ценностного отношения к социальной успешности у подростков и юношества в условиях профильной смены летнего лагеря.
Количественные результаты:
- более 200 человек – участников смены из 15 муниципальных образований Архангельской области получили опыт развития умений социально успешного человека, социально значимой деятельности;
- разработана и апробирована модель формирования ценностного отношения к социальной успешности у подростков и юношества;
- разработана и апробирована система подготовки вожатых (в количестве 30 человек)из числа студентов, обучающихся по специальности «Педагогика и психология»для реализации модели в условиях профильной смены.
Качественные результаты:
- расширены представления о феномене социальной успешности у участников смены;
- сформированы новые смыслы, мотивация и опыт социальной успешности;
- изменены отношения и освоены новые средства и способы достижениям социального успеха;
- сформированы новые смыслы и мотивы в профессиональном развитии у студентов-участников вожатского отряда.
Выводы
Разработанная модель, психологически содействующая формированию ценности социальной успешности, представлена в единстве целей, задач, направлений, средств и способов организации жизнедеятельности участников в образовательном пространстве.Основа модели − создание условий, в которых достижение социального успеха определяется накоплением и осознанием личного и коллективного ресурса позитивного опыта в ситуациях требующих волевых усилий, принятия ответственности, риска, выносливости, творческого подхода, гуманности, заботы.
Пачина Светлана Васильевна - к.п.н., доцент, место работы - кафедра педагогики и психологии общего и профессионального образования Гуманитарного института филиала САФУ имени М.В. Ломоносова в г. Северодвинске Архангельской обл. Сфера научных интересов - теория и методика воспитания, профориентология.
Всего 17 научных публикаций, в том числе:
- Пачина С.В., Сковородкина И.З. Преемственность в воспитании студенчества в отечественном высшем образовании первой трети ХХ века»: Монография. – 151 с. – Деп. в УРАО ИТИП 31.05.2010, № 11-10.
- Пачина, С.В. Об особенностях постановки цели воспитания в отечественной высшей профессиональной школе в 1905-1928 гг. [Текст] / Пачина Светлана Васильевна // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена. - 2008. - N 12(88): Психолого-педагогические науки (психология, педагогика, теория и методика обучения). - С.221-226.
- Задачи и содержание работы центра психолого-педагогических инноваций факультета гуманитарного вуза. Инновации в сфере науки и образования Европейского Севера России: сборник научных трудов / (сост., отв. ред. Н.В. Осколкова, С.А. Смирнова): Федер. Агентство по образованию. Гос. образоват. учрежден. высш. проф. образования «Поморский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова», Северодвинский филиал. – Архангельск, 2010. – С. 189-192
Каданкова Наталья Николаевна - к.пс.н., доцент, И.О. зав. кафедрой педагогики и психологии общего и профессионального образования Гуманитарного института филиала САФУ имени М.В. Ломоносова в г. Северодвинске Архангельской обл.
Всего 39 научных и научно-методических публикаций, в том числе:
- Анализ понятия «психическое развитие» в общей и детской (возрастной) психологии (статья)// XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего. Межвузовский сборник научных трудов. Вып.15/под общей ред. С.Н. Волкова. – Пенза: Изд-во Пензенской государственной технологической академии, 2011. (0,5 п.л.).
- Каданкова Н.Н. Методологические проблемы современных «Школ лидеров». Образование в социально-культурном контексте Северного региона: материалы науч.–практ. Конф. Вып.2/сост. Е.В. Михайленко; под науч. ред. Э.И Николаевой. – Архангельск: Поморский университет, 2010.(0,3 п.л.).
- Каданкова Н.Н., Крутий И.А. Вклад высшего образования в развитие человеческого капитала // Труды СГУ: Серия «Психология и социология образования».– М.: СГА, 2005. (0,8 п.л.).