Номинация «Проект года в психологической практике» по итогам 2011 года
Все проекты номинации в текущем году>
Реферат проекта

«Разработка и апробация модели формирования ценностного отношения к социальной успешности у подростков и юношества в условиях профильной смены летнего лагеря» (социальный проект)

Авторы:

  • Каданкова Наталья Николаевна

    кандидат психологических наук, и.о. зав. кафедрой педагогики и психологии общего и профессионального образования Гуманитарного института, филиал САФУ имени М.В. Ломоносова в г. Северодвинске Архангельской обл. (Северодвинск)

  • Пачина Светлана Васильевна

    кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии общего и профессионального образования Гуманитарного института, филиал САФУ имени М.В. Ломоносова в г. Северодвинске Архангельской обл. (Северодвинск)

Современное общество – общество, ориентированное на определенный уровень достижений. При этом центральное место в стремлении быть успешным занимает прагматическая направленность.

Подростковый и юношеский возраст является сензитивным для социализации человека. Современный молодой человек с одной стороны: стремится к успеху и высоким идеалам, ставит перед собой колоссальные цели, имеет огромные ресурсы и энергию для их реализации; с другой стороны: не обладает жизненно важными умениями, позволяющими созидать и развиваться, вектор приложения его  усилий часто не определен и чрезмерно внешне ориентирован (И.Кон., Е. Емельянова).

В этом контексте актуальным становится формирование в подростковом и юношеском возрасте ценности социальной успешности как внутреннего качества личности, связанного с переживанием чувства удовлетворенности  собой, собственными достижениями и умениями.

Модель формирования ценностного отношения к социальной успешности  у подростков и юношестваявляется универсальной и может быть использована в работе любых образовательных пространств.

Разработана, апробирована система подготовки специалистов для реализации системы психолого-педагогического сопровождения профильных смен в летнем оздоровительном лагере.

Цель проекта: создание условий для формирования ценностного отношения к социальной успешности у подростков и юношества в условиях профильной смены летнего лагеря.

Задачи:

  • определить теоретические основы проблемы формирования ценностного отношения к социальной успешности у подростков и юношества;
  • разработать и апробировать программу подготовки вожатского отряда к созданию и реализации модели в условиях профильной смены;
  • разработать и реализовать модель формирования ценностного отношения к социальной успешности у подростков и юношества в условиях профильной смены летнего лагеря.

Этапы работы

Подготовительный этап:

Создание информационно-справочной базы по проблемам:

  • определения сущности, подходов к определению понятий и структуры исследуемых феноменов;
  • отбора методов, форм, средств формирования ценностного отношения к социальной успешности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей участников;
  • моделирования системы формирования ценностного отношения к социальной успешности у подростков и юношества.

Организационный этап:

  • формирование и теоретическая подготовка вожатского отряда из числа студентов, обучающихся по специальности «Педагогика и психология» для разработки и реализации модели (на основе применения модели экспериментального обучения Д. Колба).

Этап моделирования:

  • этап постановки задачи (разработка вожатским отрядом целей и задач модели);
  • этап разработки модели (определение характеристик структуры и организации модели: выявление представлений о социальной успешности – выявление представлений о необходимых умениях социально успешного человека и способах их развития – формирование мотивации успеха достижения социальной успешности – создание ситуации достижения социальной успешности на основе применения умений - рефлексия);
  • этап экспериментирования (отработка основных этапов и способов реализации модели вожатыми на себе);
  • этап анализа результатов моделирования (корректировка структуры и организации модели, оценка готовности модели к практической реализации).

Этап апробации модели:

Реализация модели в условиях профильной смены летнего лагеря:

  • диагностика представлений о социальной успешности и необходимых умениях социально успешного человека (метод «Коллажа»);
  • определение иерархии (для отряда в целом и личности, в частности) значимых представлений о социальной успешности и необходимых умениях социально успешного человека (метод Мозгового штурма);
  • включение подростков и юношества в ролевую игру «Страна избранных», позволяющую реализовать механизм формирования ценностного отношения к социальной успешности (знание об объекте – умение взаимодействия с объектом – значимость объекта);
  • разработка и реализация отрядами системы мероприятий, создающих условия  для получения опыта, овладения новыми умениями социально успешного человека (промежуточная диагностика, следящий контроль, рефлексия);
  • итоговая диагностикапредставлений о социальной успешности и необходимых умениях социально успешного человека.

Заключительный:

  • внутренняя и внешняя оценка результативности модели формирования ценностного отношения к социальной успешности у подростков и юношества в условиях профильной смены летнего лагеря.

Количественные результаты:

  • более 200 человек – участников смены из 15 муниципальных образований Архангельской области получили опыт развития умений социально успешного человека, социально значимой деятельности;
  • разработана  и апробирована модель формирования ценностного отношения к социальной успешности у подростков и юношества;
  • разработана и апробирована система подготовки вожатых (в количестве 30 человек)из числа студентов, обучающихся по специальности «Педагогика и психология»для реализации модели в условиях профильной смены.

Качественные результаты:

  • расширены представления о феномене социальной успешности у участников смены;
  • сформированы новые смыслы, мотивация и опыт социальной успешности;
  • изменены отношения  и освоены новые средства и способы достижениям социального успеха;
  • сформированы новые смыслы и мотивы в профессиональном развитии у студентов-участников вожатского отряда.

Выводы

Разработанная модель, психологически содействующая формированию ценности социальной успешности, представлена в единстве целей, задач, направлений, средств и способов организации жизнедеятельности участников в образовательном пространстве.Основа модели − создание условий, в которых достижение  социального успеха определяется  накоплением и осознанием личного и коллективного ресурса позитивного опыта  в ситуациях требующих волевых  усилий,  принятия ответственности, риска, выносливости, творческого подхода, гуманности, заботы.

Содержательные материалы

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты 2024 года в номинации «Проект года в психологической практике» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе