Номинация «Книга года по психологии»
Все проекты номинации в текущем году>
Реферат проекта

«Риски в цифровой среде. Диагностика, профилактика, коррекция» (учебно-методическое пособие)

Авторы:

  • Рубцова Ольга Витальевна

    кандидат психологических наук, руководитель Центра междисциплинарных исследований современного детства, доцент кафедры возрастной психологии имени профессора Л.Ф. Обуховой факультета психологии образования, Московский государственный психолого-педагогический университет (Москва)

  • Дворянчиков Николай Викторович

    доцент, кандидат психологических наук, декан факультета юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (Москва)

  • Поскакалова Татьяна Анатольевна

    научный сотрудник, МГППУ (Москва)

  • Саломатова Ольга Викторовна

    младший научный сотрудник, ФГБОУ ВО МГППУ (Москва)

  • Шведовская Анна Александровна

    доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии факультета психологии образования, Московский государственный психолого-педагогический университет (Москва)

  • Шпагина Елена Михайловна

    кандидат психологических наук, доцент кафедры юридической психологии и права факультета "Юридическая психология", Московский государственный психолого-педагогический университет (Москва)

Организация: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный психолого-педагогический университет»

Истоки замысла 

Книга задумывалась как пособие для учителей по профилактике рисков в цифровой среде. На момент написания учебно-методического пособия его выход определялся насущной потребностью «вооружить» профессионалов, работающих в сфере детства, необходимыми знаниями и практическими подходами к проблеме профилактики рисков в цифровой среде.

Запрос на книгу сформировался и со стороны цифрового сообщества. В МГППУ обратились сотрудники «Альянса по защите детей в цифровой среде» с предложением написать книгу для учителей, содержащую алгоритмы действий по профилактике рисков и отражению «атак» на безопасность детей в цифровой среде…

Структуру книги придумала «наш главный вдохновитель» Ольга Витальевна Рубцова и её сразу подхватили остальные… Уникальность нашего подхода в том, что изложение выстроено по следующему алгоритму: 1) психологические особенности возраста (дошкольный, младший школьный, подростки); 2) содержание риска в цифровой среде для каждого из возрастов; 3) проявление риска (для диагностики в реальной среде); 4) последствия риска для психики и здоровья ребенка, а также его развития; 5) рекомендации для родителей; 6) рекомендации для педагогов; 7) что предложить взамен (альтернатива). 

И если первоначально книга задумывалась как пособие для учителей, то в процессе её написания стало ясно, что без рекомендаций родителям не обойтись. Программы по безопасности в мире строятся именно на согласованных действиях образовательной организации и родительского сообщества.

В книге мы дали оригинальное определение психологических рисков цифровой среды как ситуации встречи ребенка в киберпространстве с потенциальными угрозами, которые могут нанести психологическую травму или негативно повлиять на развитие его личности. В пособии приведен психологический инструментарий (тестовые опросники и методики) изучения психологических феноменов, связанных с рисками в цифровой среде. Этот раздел будет особенно интересен для профессионалов в области психологического сопровождения детства.

Цель пособия заключается в том, чтобы проанализировать своеобразие цифровой социализации современных детей на разных этапах взросления, а также проследить причинно-следственные связи между возникновением тех или иных рисков в цифровой среде и психологическими проблемами возраста — дошкольного, младшего школьного и подросткового.

Авторы развивают идею о том, что взаимодействие ребенка с цифровой средой в значительной степени определяется своеобразием его возрастных особенностей, в т.ч. характером мышления, структурой мотивов, потребностей, интересов, которые направляют его деятельность как в реальной, так и в цифровой (виртуальной, кибер) среде. Такой взгляд позволяет более глубоко анализировать причины возникновения тех или иных рисков, а также осуществлять их своевременную профилактику с опорой на основные задачи развития в конкретные возрастные периоды.

Миссия этой книги: вооружить научно обоснованными психолого-педагогическими знаниями в области профилактики рисков цифровой среды всех, кто сопровождает обучение, воспитание и развитие детей.

Проблемы, затронутые в настоящем пособии, приглашают специалистов и родителей к конструктивному диалогу на одну из самых актуальных тем современной психолого-педагогической науки.

Цифровая среда — это не то пространство, где ребенок должен быть предоставлен самому себе, — так же, как он не должен быть предоставлен самому себе ни на улице, ни дома, ни в школе. Это то пространство, где его, как и на других площадках социализации, необходимо направлять, поддерживать, где с ним нужно стремиться сохранить контакт. В этом смысле можно сказать, что лучшей профилактикой цифровых рисков на каждом возрастном этапе является поддержка контакта с ребенком, живое участие в его интересах и увлечениях.

Авторы связывают профилактику цифровых рисков с необходимостью создания интересной, увлекательной насыщенной жизни в реальности, то есть создание такой среды (в школе и дома), из которой ребенку — и особенно подростку — не нужно будет «убегать», прятаться в виртуальную реальность. Создание такой среды, в свою очередь, должно осуществляться с учетом психологических особенностей конкретного возрастного периода, таким образом, чтобы ребенок видел пути решения своих возрастных задач не только в виртуальной, но, прежде всего, в реальной среде.

За проект проголосовали 44 читателя
  • 27.03.2025 в 23:48:15

    текст проверяется

  • Актуальная информация.

  • Очень нужная и своевременная книга в век стремительно развивающихся цифровых технологий, которые не только позволяют людям решать значительно более широкий спектр задач, но и формируют специфические «риски цифровой среды». Знание таких рисков для детей и подростков, умение их выявлять и предотвращать очень важно для родителей, педагогов, психологов и всех работающих с детьми и подростками специалистов. Профессиональный подход к решению таких задач представлен в данном пособии

  • Родина Евгения
    19.03.2025 в 12:32:15

    Голосую за этот проект, так как считаю, что при цифровизации образования необходимо учитывать риски и уметь работать в таких условиях.

  • Актуальность темы

  • В настоящее время развитие цифрового пространства подразумевает увеличение рисков для детей разных возрастов. Очень ценным оказывается определение новых опор для специалистов в области детства, что позволит предотвращать негативные последствия для психического благополучия личности в новых условиях развивающегося цифрового мира.

  • Актуальная тема, структурированное изложение, эта работа понравилась больше из других представленных

  • Понравился проект

  • Очень важная работа. Критически не хватает надежных инструментов оценки факторов риска, связанных с диджитализацией среды и научно обоснованных подходов к преодолению последствий реализовавшихся рисков этого рода. Настоящая книга существенно восполняет этот дефицит.

  • Крайне актуальное пособие в виду ускоряющихся тенденций развития цифровизации

  • актуальное и практически полезное пособие

  • Важная тема, рассматривающая трудности современных подростков

  • Очень полезная книга! Ждем самого широкого распространения. Тема актуальна и очень своевременная. Авторы - лучшие в своей сфере!

  • Очень актуальная и нужная публикация, будет интересна всем, кто работает с детьми и подростками

  • Очень интересная книга

  • качественное пособие с крепкой теоретической и методологической базой

  • Содержательная, качественная и актуальная работа, отвечающая современной действительности.

  • Чрезвычайно важная тема и книга, дети сморят на мир сквозь смартфон, и с этим надо что-то делать. Эта бомба замедленного действия... дети не умеют учиться, теряют способность творить... надеюсь это не последнее исследование и работа авторов

  • Отличное пособие и руководство для профессиональных психологов, родителей, воспитателей, педагогов, которое позволяет провести структурированную ориентировку в мире рисков цифровой среды, а также в их диагностике и коррекции.

  • Актуальность темы, возможность широкого охвата аудитории. Очень важно сделать все, чтобы дети жили в безопасном цифровом мире, чтобы взрослый не просто был рядом, а был компетентен чтобы помочь, оказать поддержку ребенку.

  • Замечательный проект - высоко профессиональный и чрезвычайно актуальный!

  • Крайне актуальная тема для нашего времени, много детей страдают из-за этих рисков в цифровой среде

  • Актуальность материала

  • Очень полезная книга

  • Отдаю свой голос за издание, так как в современном цифровом мире специалистам в разных областях необходимо обладать знаниями о критериях диагностики и способах профилактики рисков и эффективных методах коррекции последствий киберинцидентов.

  • Важная работа. Описаны не только сами риски, но и даны полезные рекомендации.

  • Книга написана на актуальную в современном мире тему и достойна внимания широкого круга читателей.

  • Сегодня компьютеризация всех сфер жизни и особенно образования приобретает тотальный характер. Цифровизация школы как явление значительно опережает ее научное осмысление и обоснование. У педагогов, родителей, психологов накопилось множество вопросов и требующих решения проблем. Поэтому представленная книга безусловно актуальна и будет широко востребована.

  • Риски в цифровой среде - тема которая не теряет своей актуальности и требует постоянного внимания. В книге представлены самые последние данные о рисках в цифровой среде. Пособие несомненно ценно для специалистов работающих в сфере образования и в целом в области психического здоровья.

  • Актуальность книги и высокий научный уровень.

  • Пособие посвящено актуальнейшей теме. В пособии представлены практические советы и рекомендации родителям и педагогам. Кроме того, имеется раздел специалистов с диагностическими методиками

  • Это очень важно

  • Очень важная и актуальная книга. Сегодня дети зачастую более активны в Сети, чем представители старшего поколения - учителя и родители. Взрослым необходим инструмент для ориентации и контроля над детьми в Интернете, где их подстерегают всевозможные риски и угрозы. Данное методическое пособие как раз и призвано стать таким инструментом. В нем доступно и последовательно описаны разного рода угрозы для ребенка в цифровом пространстве и предложены рекомендации по их предотвращению и профилактике.

  • Очень актуальная тема.

  • В пособии много актуальной практикоориентированной информации

  • Авторы рассматривают актуальный вопрос о рисках цифровизации. Особенно ценным в этой работе для меня стало то, что авторы не только анализируют проблемы, но и предлагают конкретные рекомендации и советы по их решению

  • Очень актуальный и своевременный проект, отвечающий запросам настоящего времени.

  • Эта книга начиналась как рабочая задача — нужно было «вооружить» учителей методическими инструментами. Но по мере написания стало ясно: это разговор — с педагогами, с родителями, с самими детьми — о том, как не потерять друг друга в цифровом мире. Мы писали её с ощущением ответственности за каждое написанное слово, ведь речь шла не о «технологиях ради технологий», а о психическом здоровье тех, кто ещё только учится отличать хорошее от плохого, правду от манипуляции, поддержку от давления.

  • Трудно переоценить важность данного Труда! Источников много, ноь все на уровне "бытовых верований". Психологии нужны работы по актуальным проблемам современности, которые выполнены на фундаментальном уровне!

  • Очень полезный, важный материал

  • Очень полезная книга в плане профилактики рисков и просвещения родителей по тому, как "жить" В цифровом мире.

  • Актуальная и важная работа, будет интересна для педагогов, психологов, родительского сообщества.

  • Очень содержательное и практикоориентированное пособие с конкретными рекомендациями по возрастам

  • В пособии представлены результаты современного исследования, содержится актуальный диагностический инструментарий, даны рекомендации педагогам по профилактике цифровых рисков.

Последний день голосования – 30 марта

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе