Номинация «Книга года по психологии»
Все проекты номинации >
Реферат проекта

«Риски в цифровой среде. Диагностика, профилактика, коррекция» (учебно-методическое пособие)

Авторы:

  • Рубцова Ольга Витальевна

    кандидат психологических наук, руководитель Центра междисциплинарных исследований современного детства, доцент кафедры возрастной психологии имени профессора Л.Ф. Обуховой факультета психологии образования, Московский государственный психолого-педагогический университет, (Москва)

  • Дворянчиков Николай Викторович

    кандидат психологических наук, декан факультета юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет, (Москва)

  • Поскакалова Татьяна Анатольевна

    научный сотрудник, МГППУ, (Москва)

  • Саломатова Ольга Викторовна

    младший научный сотрудник, ФГБОУ ВО МГППУ, (Москва)

  • Шведовская Анна Александровна

    кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии факультета психологии образования, Московский государственный психолого-педагогический университет, (Москва)

  • Шпагина Елена Михайловна

    кандидат психологических наук, доцент кафедры юридической психологии и права факультета "Юридическая психология", Московский государственный психолого-педагогический университет, (Москва)

Организация: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный психолого-педагогический университет»

Истоки замысла 

Книга задумывалась как пособие для учителей по профилактике рисков в цифровой среде. На момент написания учебно-методического пособия его выход определялся насущной потребностью «вооружить» профессионалов, работающих в сфере детства, необходимыми знаниями и практическими подходами к проблеме профилактики рисков в цифровой среде.

Запрос на книгу сформировался и со стороны цифрового сообщества. В МГППУ обратились сотрудники «Альянса по защите детей в цифровой среде» с предложением написать книгу для учителей, содержащую алгоритмы действий по профилактике рисков и отражению «атак» на безопасность детей в цифровой среде…

Структуру книги придумала «наш главный вдохновитель» Ольга Витальевна Рубцова и её сразу подхватили остальные… Уникальность нашего подхода в том, что изложение выстроено по следующему алгоритму: 1) психологические особенности возраста (дошкольный, младший школьный, подростки); 2) содержание риска в цифровой среде для каждого из возрастов; 3) проявление риска (для диагностики в реальной среде); 4) последствия риска для психики и здоровья ребенка, а также его развития; 5) рекомендации для родителей; 6) рекомендации для педагогов; 7) что предложить взамен (альтернатива). 

И если первоначально книга задумывалась как пособие для учителей, то в процессе её написания стало ясно, что без рекомендаций родителям не обойтись. Программы по безопасности в мире строятся именно на согласованных действиях образовательной организации и родительского сообщества.

В книге мы дали оригинальное определение психологических рисков цифровой среды как ситуации встречи ребенка в киберпространстве с потенциальными угрозами, которые могут нанести психологическую травму или негативно повлиять на развитие его личности. В пособии приведен психологический инструментарий (тестовые опросники и методики) изучения психологических феноменов, связанных с рисками в цифровой среде. Этот раздел будет особенно интересен для профессионалов в области психологического сопровождения детства.

Цель пособия заключается в том, чтобы проанализировать своеобразие цифровой социализации современных детей на разных этапах взросления, а также проследить причинно-следственные связи между возникновением тех или иных рисков в цифровой среде и психологическими проблемами возраста — дошкольного, младшего школьного и подросткового.

Авторы развивают идею о том, что взаимодействие ребенка с цифровой средой в значительной степени определяется своеобразием его возрастных особенностей, в т.ч. характером мышления, структурой мотивов, потребностей, интересов, которые направляют его деятельность как в реальной, так и в цифровой (виртуальной, кибер) среде. Такой взгляд позволяет более глубоко анализировать причины возникновения тех или иных рисков, а также осуществлять их своевременную профилактику с опорой на основные задачи развития в конкретные возрастные периоды.

Миссия этой книги: вооружить научно обоснованными психолого-педагогическими знаниями в области профилактики рисков цифровой среды всех, кто сопровождает обучение, воспитание и развитие детей.

Проблемы, затронутые в настоящем пособии, приглашают специалистов и родителей к конструктивному диалогу на одну из самых актуальных тем современной психолого-педагогической науки.

Цифровая среда — это не то пространство, где ребенок должен быть предоставлен самому себе, — так же, как он не должен быть предоставлен самому себе ни на улице, ни дома, ни в школе. Это то пространство, где его, как и на других площадках социализации, необходимо направлять, поддерживать, где с ним нужно стремиться сохранить контакт. В этом смысле можно сказать, что лучшей профилактикой цифровых рисков на каждом возрастном этапе является поддержка контакта с ребенком, живое участие в его интересах и увлечениях.

Авторы связывают профилактику цифровых рисков с необходимостью создания интересной, увлекательной насыщенной жизни в реальности, то есть создание такой среды (в школе и дома), из которой ребенку — и особенно подростку — не нужно будет «убегать», прятаться в виртуальную реальность. Создание такой среды, в свою очередь, должно осуществляться с учетом психологических особенностей конкретного возрастного периода, таким образом, чтобы ребенок видел пути решения своих возрастных задач не только в виртуальной, но, прежде всего, в реальной среде.

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе