- Мельник Елизавета Вячеславовна
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Смоленский государственный университет спорта, (Смоленск)
- Боровская Наталья Ивановна
старший преподаватель кафедры психологии, Белорусский государственный университет физической культуры, (Минск)
- Смолдовская Ирина Олеговна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Смоленский государственный университет спорта, (Смоленск)
Организация: Смоленский государственный университет спорта
Установка представляет собой неосознанное психическое явление, которое основывается на предшествующем опыте личности и является основой к определённой активности в той или иной ситуации.
Явление установки было открыто немецким психологом Л. Ланге (1888). Общепсихологическая теория установки на основе многочисленных экспериментальных исследований разработана грузинским советским психологом и философом Д. Н. Узнадзе и его школой (1956).
В спортивной психологии под установкой понимается «готовность человека к восприятию того или иного вида информации и на основе этой познавательной готовности – действовать и принимать оперативные решения» (Психология спорта в терминах, понятиях, междисциплинарных связях // Словарь-справочник / Сост. Е. Н. Сурков; под общ. ред. В. У. Агеевца. – СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта. – СПб, 1996. – С. 338). Большое внимание в спортивной деятельности уделяется формированию двигательных или моторных установок (Д. П. Водопьянов, Ю. М. Смольняков, Т. А. Трепильченко, 1998; К. Г. Томилин [и др.], 2020; О. Г. Ушакова, 2019 и др.).
Также в отношении термина установка используются и другие понятийные конструкты, такие как «целевая установка», «ценностная установка», «психологическая установка», «когнитивная установка», «мотивационная установка», «иррациональная установка», «негативная установка», «антидопинговая установка», «перфекционистская установка», «смысловая установка», «операциональная установка», «гендерная установка», «родительская установка», «установка на успех» и др.
Для исследования установок в спортивной деятельности используются:
- контент-анализ;
- методика для оценки наличия и выраженности иррациональных установок А. Эллиса по шкалам: катастрофизации, долженствования, низкой фрустрационной толерантности и оценочной установки;
- опросник «Типы родительских установок в психологической поддержке ребенка-спортсмена», включающий три типа установок: «нереализованные родительские амбиции», «вовлеченный, поддерживающий родитель», «отстраненный, негативно настроенный родитель» (О. Г. Лопухова, Л. Р. Нурхамитова, 2023).
Эмпирический материал по изучению установок представлен в работах спортивных психологов (Н. Л. Ильина, 2019; Г. Н. Нижник, Т. П. Будякова, 2022; Л. Н. Рогалева, 1999; Р. В. Тамбовцева, А. О. Никуленко, 2022 и др.).
Л. Н. Рогалева (1999) изучала влияние установок тренера на личность юного спортсмена, тем самым подчеркивая важность психологической работы в детско-юношеском спорте.
В исследованиях Н. Л. Ильиной (2019) установлено, что иррациональные установки спортсменов являются барьерами для успешного совмещения спортивной и учебной деятельности, а работа с иррациональными установками спортсменов выступает мощным ресурсом для адаптации к внешним трудностям и повышения конкурентоспособности спортсмена.
Р. В. Тамбовцева, А. О. Никуленко (2022) изучали влияние психической установки на показатели психомоторики у юных спортсменов 12–13 лет, занимающихся айкидо, и выявили улучшение показателей времени простой сенсомоторной реакции на свет и звук (рукой и ногой), времени реакции выбора под воздействием психической установки.
Таким образом, в спортивной деятельности:
- установка предваряет и определяет развертывание любой формы психической деятельности спортсмена;
- установка выступает как состояние мобилизованности, готовности спортсмена к последующему действию;
- установка обусловлена наличием у спортсмена соответствующей потребности и необходимостью её удовлетворения;
- значимая для спортсмена установка позволяет ему реагировать тем или иным конкретным способом на то или иное событие или явление.