- Ильичева Ирина Михайловна
доктор психологических наук, декан социально-психологического факультета, Государственный социально-гуманитарный университет (г. Коломна), (Коломна Московской области)
- Хлебодарова Ольга Борисовна
кандидат психологических наук, президент, МПАП, (Люберцы)
Актуальность обусловлена значимостью духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в стремительно-меняющемся мире. Представлено понятие духовно-нравственной культуры личности и аспекты ее проявления. Работа включает исследование проблемы духовности и нравственности в истории философский-психологических и религиозных учений, содержательные аспекты духовности и нравственности в отечественной и зарубежной психологии, материалы для обсуждения. Духовно-нравственная культура личности является интегральной характеристикой человека и включает в себя психологическую культуру, адекватный уровень волевой регуляции, эффективное взаимодействие с реальностью, позитивное отношение к основополагающим ценностям и людям. Формирование духовно-нравственной культуры как интегральной характеристики человека требует не только развития данных ему от природы задатков, но и огромных собственных усилий. Святитель Филарет писал, что человек духовен, но должен еще вырасти, он пребывает в телесности, но ему открыт путь к духовному росту через самопознание. Духовно-нравственная культура личности неотделима от ее духовно-нравственного развития, в котором важную роль играют представления о духовности, ценностные ориентации, вовлеченность в различные жизненные ситуации, где можно было бы реализовать усвоенные знания. Духовно-нравственная культура проявляется в знании о духовности и нравственности, ответственном поведении, ценностных ориентациях человека, а главным условием ее достижения выступает волевая активность личности.