Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Социально-психологическая коррекция и профилактика отклонений поведения детей из неблагополучных семей» (образовательная программа)


Актуальность программы

Отклоняющееся (девиантное) поведение личности – это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно наносит ущерб самой личности или окружающим людям.

С каждым годом растёт детская безнадзорность, преступность, наркомания, прослеживается тенденция увеличения числа детей с девиациями. Отклонения в поведении ребёнка это результат социально–экономической, политической, экологической нестабильности общества, усиления псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодёжи. Одна из основных причин отклоняющегося  поведения ребенка-неблагополучие в семье. Определены следующие моменты негативного влияния неблагополучной семьи на ребенка:

  1. Нарушение поведения - в 50% неблагополучных семей(бродяжничество, агрессивность, хулиганство, кражи, вымогательство, аморальные формы поведения, неадекватная реакция на замечания взрослых).
  2. Нарушение развития детей - в 70% неблагополучных семей(уклонение от учебы, низкая успеваемость, неврастения, отсутствие навыков личной гигиены, неуравновешенность психики, подростковый алкоголизм,  тревожность, болезни, недоедание).
  3. Нарушение общения–в 45%неблагополучных семей(конфликтность ,агрессивность, аутизм, частое употребление ненормативной лексики, гиперактивность, контакты с криминогенными группировками).

Научная значимость проекта заключается в разработке комплексной методики и алгоритма работы психолога не только с ребенком из неблагополучной семьи, но и в определении эффективных стратегий воздействия на саму семью через включение ее в социум, помощь общественных организаций и изменение воспитательных установок родителей.

Практическая значимость программы- это психологическая помощь и сопровождение ребенка из неблагополучной семьи с целью оптимизации его развития и условий его существования.

Цель программы: раннее выявление проблем ребенка из неблагополучной семьи исоздание условий для его успешной социализации  и профилактика отклонений его поведения.

Весь план мероприятий по реализации программы условно разделён на 5 основных направлений:

1 направление «Диагностика нарушений эмоционального и социального развития ребенка из неблагополучной семьи»:

1.  Диагностика адаптации учащихся к школьной среде

2.  Диагностика агрессивности и уровня тревожности детей и подростков

3.  Диагностика межличностных взаимоотношений ребенка со сверстниками, определение его социального статуса

4.  Диагностика отношения детей и подростков к употреблению ПАВ

Контроль эффективности реализации программы происходит с использованием представленных методик один раз в год.

2 направление«Коррекционно-развивающая деятельность по устранению проблем развития личности ребенка из неблагополучной семьи»

На основании результатов диагностики определяются основные проблемы развития ребенка, его социальной адаптации, проявления отклоняющегося поведения и проводятся тренинговые, коррекционно-развивающие занятия с целью оптимизации состояния школьников.

3 направление«Формирование основ здорового образа жизни у детей из неблагополучных семей». Ценность мероприятий данного направления заключается в предотвращении неблагоприятных факторов, отрицательно влияющих на здоровый образ жизни школьников из неблагополучных семей, формировании навыков здоровьесберегающего поведения, опыта практической деятельности.

4 направление«Профилактика употребления психически-активных веществ школьниками» выделено отдельно в связи с тем, что эта проблема встает особо остро среди детей и подростков «из неблагополучных семей. Цель данного направления: формирование у детей и подростков здорового образа жизни, сдерживание вовлечения в процесс употребления ПАВ, табакокурения, напитков содержащих алкоголь.

5 направление«Информационно – пропагандистское обеспечение реализации программы».Это направление включает в себя работу со всеми межведомственными службами: инспекторами  ОППН,  сотрудниками районной КПДН, центром охраны здоровья детей, волонтёрами, детской организации имени Ю.А.Гагарина, областным центром диагностики и консультирования, районным  отделом социальной защиты и отделом по охране детства и защите прав ребёнка.

В сентябре 2009г. была проведена начальная психодиагностика контингента программы, направленная на выявление первичных проблем учащихся из неблагополучных семей. В результате диагностики на внутришкольный учёт было поставлено 17 учащихся из 6 неблагополучных семей, имеющих проблемы в поведении, успеваемости, личностном развитии. Помимо этого, в ряде случаев, были диагностированы нарушения социального статуса ребенка в коллективе и употребление им ПАВ.

По окончанию реализации программы получены следующие результаты:

  • Оптимизация эмоционального состояния учащихся и отсутствие у детей отклонений в поведении; значительное снижение уровня тревожности, агрессивности; сформированность у 87% детей из неблагополучных семей основных навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми; отсутствие правонарушений.
  •  Формирование у обучающихся установок на здоровый образ жизни, сокращение на 66% количества учащихся, употребляющих ПАВ.
  • Улучшение успеваемости детей из неблагополучных семей, сокращение пропусков уроков детьми без уважительных причин.
  • Приближение общего психологического состояния 2-х семей к норме.
  • Снятие 1 неблагополучной семьи с учета в отделе по охране детства и защите прав ребёнка.

Выводы:

  1. Исходя из полученных результатов очевидна актуальность создания и реализации программ по реабилитации детей из неблагополучных семей.
  2. Говоря о необходимости оказания психологической помощи детям из неблагополучных семей, необходимо помнить, что работа с проблемами ребенка будет неэффективной без включения в этот процесс их родителей и привлечения общественности.

Фадеева Оксана Петровна - преподаватель дошкольной  педагогики и психологии, МБОУ «Богородицкая СОШ» Смоленского района Смоленской области, психолог, стаж работы в должности школьного педагога- психолога- 9 лет, высшая квалификационная категория, сфера профессиональных интересов включает в себя профориентационную работу со школьниками, гендерное воспитание учащихся, коррекция нарушений эмоционального развития детей и подростков из неблагополучных семей, социально-психологическая реабилитация отверженных детей в коллективе сверстников.

Регулярно участвую в районных, областных, всероссийских конкурсах, конференциях, семинарах. Участие в 2010-2011 учебном году:

  • 1 место во всероссийском дистанционном конкурсе «Творческий урок» (урок креативного типа по профориентации «Твой выбор»);
  • 1 место в областном смотре-конкурсе профилактических авторских программ «Модели психологической и социально-педагогической профилактики наркотической зависимости. Формирование здорового образа жизни подрастающего поколения» (программа «Здоровым быть модно!»);
  • 1 место в районном конкурсе педагогических проектов «Нет неблагополучной семье!» (программа ««Социально-психологическая коррекция и профилактика отклонений поведения  детей из неблагополучных семей»);
  • 1 место по итогам районной методической выставки «Система работы по профилактике отклоняющегося поведения детей и подростков»; (программа «Социально-психологическая коррекция и профилактика отклонений поведения  детей из неблагополучных семей»;
  • Победа в региональном конкурсе на грант Администрации Смоленской области «Организация работы с неблагополучными семьями в условиях образовательного учреждения» (Программа «Социально-психологическая коррекция и профилактика отклонений поведения  детей из неблагополучных семей»);
  • 2 место во всероссийском сетевом конкурсе «Искусство для науки» (Арт-терапевтический тренинг «Цвета толерантности»);
  • Лауреат 2 степени во всероссийском сетевом конкурсе «Искусство урока-урок искусство» (психологическое занятие с отверженными в классе детьми);
  • Лауреат всероссийского конкурса «ИКТ в детском саду» (номинация «ИКТ в работе с детьми», программа «Будь здоров!»).
Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su