«Социально-психологическая коррекция и профилактика отклонений поведения детей из неблагополучных семей» (образовательная программа)
Актуальность программы
Отклоняющееся (девиантное) поведение личности – это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно наносит ущерб самой личности или окружающим людям.
С каждым годом растёт детская безнадзорность, преступность, наркомания, прослеживается тенденция увеличения числа детей с девиациями. Отклонения в поведении ребёнка это результат социально–экономической, политической, экологической нестабильности общества, усиления псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодёжи. Одна из основных причин отклоняющегося поведения ребенка-неблагополучие в семье. Определены следующие моменты негативного влияния неблагополучной семьи на ребенка:
- Нарушение поведения - в 50% неблагополучных семей(бродяжничество, агрессивность, хулиганство, кражи, вымогательство, аморальные формы поведения, неадекватная реакция на замечания взрослых).
- Нарушение развития детей - в 70% неблагополучных семей(уклонение от учебы, низкая успеваемость, неврастения, отсутствие навыков личной гигиены, неуравновешенность психики, подростковый алкоголизм, тревожность, болезни, недоедание).
- Нарушение общения–в 45%неблагополучных семей(конфликтность ,агрессивность, аутизм, частое употребление ненормативной лексики, гиперактивность, контакты с криминогенными группировками).
Научная значимость проекта заключается в разработке комплексной методики и алгоритма работы психолога не только с ребенком из неблагополучной семьи, но и в определении эффективных стратегий воздействия на саму семью через включение ее в социум, помощь общественных организаций и изменение воспитательных установок родителей.
Практическая значимость программы- это психологическая помощь и сопровождение ребенка из неблагополучной семьи с целью оптимизации его развития и условий его существования.
Цель программы: раннее выявление проблем ребенка из неблагополучной семьи исоздание условий для его успешной социализации и профилактика отклонений его поведения.
Весь план мероприятий по реализации программы условно разделён на 5 основных направлений:
1 направление «Диагностика нарушений эмоционального и социального развития ребенка из неблагополучной семьи»:
1. Диагностика адаптации учащихся к школьной среде
2. Диагностика агрессивности и уровня тревожности детей и подростков
3. Диагностика межличностных взаимоотношений ребенка со сверстниками, определение его социального статуса
4. Диагностика отношения детей и подростков к употреблению ПАВ
Контроль эффективности реализации программы происходит с использованием представленных методик один раз в год.
2 направление«Коррекционно-развивающая деятельность по устранению проблем развития личности ребенка из неблагополучной семьи»
На основании результатов диагностики определяются основные проблемы развития ребенка, его социальной адаптации, проявления отклоняющегося поведения и проводятся тренинговые, коррекционно-развивающие занятия с целью оптимизации состояния школьников.
3 направление«Формирование основ здорового образа жизни у детей из неблагополучных семей». Ценность мероприятий данного направления заключается в предотвращении неблагоприятных факторов, отрицательно влияющих на здоровый образ жизни школьников из неблагополучных семей, формировании навыков здоровьесберегающего поведения, опыта практической деятельности.
4 направление«Профилактика употребления психически-активных веществ школьниками» выделено отдельно в связи с тем, что эта проблема встает особо остро среди детей и подростков «из неблагополучных семей. Цель данного направления: формирование у детей и подростков здорового образа жизни, сдерживание вовлечения в процесс употребления ПАВ, табакокурения, напитков содержащих алкоголь.
5 направление«Информационно – пропагандистское обеспечение реализации программы».Это направление включает в себя работу со всеми межведомственными службами: инспекторами ОППН, сотрудниками районной КПДН, центром охраны здоровья детей, волонтёрами, детской организации имени Ю.А.Гагарина, областным центром диагностики и консультирования, районным отделом социальной защиты и отделом по охране детства и защите прав ребёнка.
В сентябре 2009г. была проведена начальная психодиагностика контингента программы, направленная на выявление первичных проблем учащихся из неблагополучных семей. В результате диагностики на внутришкольный учёт было поставлено 17 учащихся из 6 неблагополучных семей, имеющих проблемы в поведении, успеваемости, личностном развитии. Помимо этого, в ряде случаев, были диагностированы нарушения социального статуса ребенка в коллективе и употребление им ПАВ.
По окончанию реализации программы получены следующие результаты:
- Оптимизация эмоционального состояния учащихся и отсутствие у детей отклонений в поведении; значительное снижение уровня тревожности, агрессивности; сформированность у 87% детей из неблагополучных семей основных навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми; отсутствие правонарушений.
- Формирование у обучающихся установок на здоровый образ жизни, сокращение на 66% количества учащихся, употребляющих ПАВ.
- Улучшение успеваемости детей из неблагополучных семей, сокращение пропусков уроков детьми без уважительных причин.
- Приближение общего психологического состояния 2-х семей к норме.
- Снятие 1 неблагополучной семьи с учета в отделе по охране детства и защите прав ребёнка.
Выводы:
- Исходя из полученных результатов очевидна актуальность создания и реализации программ по реабилитации детей из неблагополучных семей.
- Говоря о необходимости оказания психологической помощи детям из неблагополучных семей, необходимо помнить, что работа с проблемами ребенка будет неэффективной без включения в этот процесс их родителей и привлечения общественности.
Фадеева Оксана Петровна - преподаватель дошкольной педагогики и психологии, МБОУ «Богородицкая СОШ» Смоленского района Смоленской области, психолог, стаж работы в должности школьного педагога- психолога- 9 лет, высшая квалификационная категория, сфера профессиональных интересов включает в себя профориентационную работу со школьниками, гендерное воспитание учащихся, коррекция нарушений эмоционального развития детей и подростков из неблагополучных семей, социально-психологическая реабилитация отверженных детей в коллективе сверстников.
Регулярно участвую в районных, областных, всероссийских конкурсах, конференциях, семинарах. Участие в 2010-2011 учебном году:
- 1 место во всероссийском дистанционном конкурсе «Творческий урок» (урок креативного типа по профориентации «Твой выбор»);
- 1 место в областном смотре-конкурсе профилактических авторских программ «Модели психологической и социально-педагогической профилактики наркотической зависимости. Формирование здорового образа жизни подрастающего поколения» (программа «Здоровым быть модно!»);
- 1 место в районном конкурсе педагогических проектов «Нет неблагополучной семье!» (программа ««Социально-психологическая коррекция и профилактика отклонений поведения детей из неблагополучных семей»);
- 1 место по итогам районной методической выставки «Система работы по профилактике отклоняющегося поведения детей и подростков»; (программа «Социально-психологическая коррекция и профилактика отклонений поведения детей из неблагополучных семей»;
- Победа в региональном конкурсе на грант Администрации Смоленской области «Организация работы с неблагополучными семьями в условиях образовательного учреждения» (Программа «Социально-психологическая коррекция и профилактика отклонений поведения детей из неблагополучных семей»);
- 2 место во всероссийском сетевом конкурсе «Искусство для науки» (Арт-терапевтический тренинг «Цвета толерантности»);
- Лауреат 2 степени во всероссийском сетевом конкурсе «Искусство урока-урок искусство» (психологическое занятие с отверженными в классе детьми);
- Лауреат всероссийского конкурса «ИКТ в детском саду» (номинация «ИКТ в работе с детьми», программа «Будь здоров!»).