- Скрипачева Елена Николаевна
кандидат психологических наук, заведующая кафедрой психолого-педагогических дисциплин, МГТУ-МАСИ (Москва)
- Барабанов Родион Евгеньевич
Доктор философии психологии (Ph.D.), кандидат психологических наук, Доцент кафедры психологии и педагогики образования, ФГБОУ ВО РГГУ (Москва)
Организация: МГТУ-МАСИ
В настоящее время одной из целей государственной семейной политики в России является повышение результативности социальной помощи уязвимым категориям граждан, к которым относятся семьи с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что обеспечивается в том числе посредством эффективной системы социально-психологической адаптации. Родители детей с ограниченными возможностями здоровья оказываются в сложной жизненной ситуации, так как не имеют специальной подготовки и необходимых компетенций, часто имеют ограниченные временные и материальные ресурсы для преодоления возникающих проблем, а также высокий уровень стресса и психоэмоциональной нестабильности. Данные обстоятельства актуализируют задачу по организации успешной социально-психологической адаптации этой группы родителей.
В научной литературе вопросы успешной социально-психологической адаптации родителей детей с ограниченными возможностями здоровья остаются недостаточно изученными. В то же время, родителям детей с ограниченными возможностями по сравнению с родителями детей с типичным развитием приходится сталкиваться с большим спектром трудных жизненных ситуаций, связанных с их личностными, психологическими и физическими особенностями.
В процессе жизнедеятельности родители детей с ограниченными возможностями часто встречаются с трудными ситуациями, которые требуют более высокого уровня адаптации по сравнению с родителями детей с типичным развитием. В результате высокого уровня стресса у родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, зачастую, возникают сложности в выстраивании внутрисемейных отношений, а также возникает широкий спектр психоэмоциональных проблем. При этом родители детей с ограниченными возможностями хотят реализовывать свои цели и интересы посредством активного участия в социальной и профессиональной деятельности.
Данные обстоятельства актуализируют необходимость исследования факторов успешной социально-психологической адаптации родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.