«Автоматизированный образовательно-исследовательский комплекс "Психологическая диагностика" (АОИК)» (электронный образовательно-исследовательский ресурс)
Актуальность проекта обусловлена необходимостью создания и внедрения:
а) современных электронных учебно-методических ресурсов в образовательный процесс высшей школы с целью обеспечения самостоятельной работы и повышения качества подготовки обучающихся по дисциплинам «Психодиагностика», «Практикум по психодиагностике», «Профессионально-психологическая оценка персонала», «Психология малой группы» и др., а также для проведения производственной практики и выполнения научных исследований;
б) инновационного и автоматизированного, комплексного и надежного инструментария диагностики личности и группы в практическую и научно-исследовательскую деятельность специалистов.
Содержание проекта
Автоматизированный образовательно-исследовательский комплекс «Психологическая диагностика» (АОИК) включает следующие основные компоненты:
- электронный учебник «Психодиагностика» (ЭУП);
- компьютерную диагностическую систему «Многомерный профессионально-психологический личностный тест» (МППЛТ);
- компьютерную диагностическую систему «Групповой профиль – Универсал» (ГП-У).
ЭУП является самостоятельным электронным изданием, не имеющим печатного эквивалента. По целевому назначению он относится к категории учебного продукта, содержащего систематизированные сведения научного и прикладного характера, изложенные в форме, удобной для преподавания и изучения. ЭУП предполагает единую программную среду для всех компонентов, включает элементы аудио- и видеоанимаций. Содержательный материал учебника представлен в формате языка гипертекстовой разметки HTML. ЭУП создан на модульной основе с диагностико-квалиметрическим обеспечением, содержит три раздела и 14 глав, дидактические тесты рубежного самоконтроля по каждому разделу с электронной обработкой результатов, практикумы, компьютерную программу психологической диагностики «4-Ф личностный тест «Коммуникабельность», глоссарий с алфавитным указателем, список литературы. Основной материал дополнен множеством иллюстраций методик и документов. На электронный учебник «Психодиагностика» имеется свидетельство о регистрации электронного ресурса, выданное ОФЭРНиО Института научной информации и мониторинга РАО. М., 2011.
МППЛТ содержит 20 шкал (16 шкал субъективного и 4 шкалы объективного типа), позволяет оценивать 20 базовых и 10 комплексных качеств, а также соответствующих им 10 видов профессионально-психологической надежности индивида.
ГП-У содержит 15 методик и позволяет выделять в группе неформальные подгруппы, получать информацию о широком спектре социально-психологических характеристиках группы в целом, каждой неформальной подгруппы и каждого члена группы, составлять оценочную карту группы. ГП-У предполагает три формы стимульного материала методик для производственных, учебных и спортивных групп.
МППЛТ и ГП-Уобеспечивают разные режимы тестирования: компьютерный и бланковый (с последующим вводом в программу данных и автоматической обработкой результатов).
МППЛТ и ГП-У обладают рядом функциональных возможностей за счет программного обеспечения:
- допускают разные способы применения: полный (выбор всех шкал/методик) и парциальный (выбор отдельных шкал/методик);
- осуществляют контроль за достоверностью ответов испытуемых;
- обеспечивают расчет разных типов нормативных данных и их автоматический перерасчет по мере расширения базы данных;
- автоматически осуществляют обработку результатов и постановку диагноза по разным характеристикам и др.
Компьютерные технологии включают: программу, базу данных, справочную систему (описание шкал/методик и процедуры тестирования, стимульный материал для бланкового режима тестирования, рекомендации и др.).
На компьютерные технологии МППЛТ и ГП-Уимеются свидетельства об официальной регистрации программы для ЭВМ Федеральной службы РФ по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.
Научная новизна и значимость проекта заключается:
а) в связанности и взаимодополняемости компонентов АОИК, камулятивном эффекте их сочетания;
б) в одновременной и всесторонней реализации учебных, научно-исследовательских и практических задач;
в) в содержании и программном обеспечении разработанных компьютерных технологий диагностики, в отсутствии аналогов.
Так, компьютерные диагностические системы МППЛТ и ГП-Уимеют новый концептуальный формат, новые измерительные шкалы, новые виды контроля достоверности ответов испытуемых и др. При их разработке реализованы новые принципы и алгоритмы. Применение этих диагностических технологий обеспечивает повышение эффективности научных исследований, развитие перспективных направлений и получение новых знаний в области психологии личности и малых групп.
Практическая значимость проекта:
а) в сфере образования:
- формирование компетенций обучающихся в области методов психологической диагностики;
- выявление социально-личностных компетенций абитуриентов, студентов и выпускников, определение потенциала учебных групп;
б) в сфере экономики, правоохранительной деятельности и обороны: профессионально-психологическая оценка и подбор персонала, оценка организационно-психологической потенциала производственных групп (воинских подразделений), планирование организационно-психологического воздействия с целью повышения групповой эффективности и др.;
в) в сфере спорта: оценка личностного потенциала спортсменов и психологического потенциала команд.
Выводы
АОИК "Психологическая диагностика" разработан в целях учебно-методического оснащения образовательного процесса подготовки специалистов в области психологических методов диагностики, обеспечения научных исследований студентов и аспирантов, докторантов и преподавателей эффективным инструментарием, обеспечения достоверной оценки и повышения эффективности деятельности личности и группы на предприятиях и в организациях разного профиля.
Сидоренков Андрей Владимирович - доктор психол. наук, профессор, место работы: Южный федеральный университет, должность: зав.кафедрой психологии управления и акмеологии. Сфера научных интересов: психология малых групп, психодиагностика.
Основные публикации:
- Сидоренков А.В. Неформальные подгруппы в малой группе. Ростов-на-Дону: АПСН СКНЦ, 2003. (монография).
- Сидоренков А.В. Динамика неформальных подгрупп в группе. Ростов-на-Дону: РГУ, 2004. (монография).
- Сидоренков А.В. Малая группа и неформальные подгруппы: микрогрупповая теория. Ростов-на-Дону: Издательство ЮФУ, 2010. (монография).
- Сидоренков А.В., Сидоренкова И.И. Эффективность малых групп в организации. Социально-психологические и организационно-деятельностные аспекты. Ростов-на-Дону: Издательство ЮФУ, 2011. (монография).
- Сидоренков А.В., Захарченко Н.А., Сидоренкова И.И. Социально-психологические теории малой группы: учебное пособие. М.: Вузовская книга, 2011. (Гриф УМО по классическому университетскому образованию.)
- Сидоренков А.В. Социальная психология малых групп: учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. (Гриф ФИРО Минобрнауки РФ.)
- Сидоренков А.В., Сидоренкова И.И., Павленко Р.В. Электронный учебник "Психодиагностика". Свидетельство о регистрации электронного ресурса, выданное ОФЭРНиО Института научной информации и мониторинга Российской академии образования. М., 2011.
Сидоренкова Ирина Ивановна - канд. психол. наук, место работы: Южный федеральный университет, должность: ст.преподаватель кафедры психологии образования. Сфера научных интересов: психология доверия в малых группах, психодиагностика.
Основные публикации:
- Сидоренков А.В., Сидоренкова И.И. Эффективность малых групп в организации. Социально-психологические и организационно-деятельностные аспекты. Ростов-на-Дону: Издательство ЮФУ, 2011. (монография).
- Сидоренков А.В., Захарченко Н.А., Сидоренкова И.И. Социально-психологические теории малой группы: учебное пособие. М.: Вузовская книга, 2011. (гриф УМО).
- Сидоренков А.В., Сидоренкова И.И., Павленко Р.В. Электронный учебник "Психодиагностика". Ростов-на-Дону, 2011. Свидетельство о регистрации электронного ресурса, выданное ОФЭРНиО Института научной информации и мониторинга Российской академии образования. М., 2011.
Сидоренкова Ирина Ивановна - канд. психол. наук, место работы: Южный федеральный университет, должность: ст.преподаватель кафедры психологии образования. Сфера научных интересов: психология доверия в малых группах, психодиагностика.
Основные публикации:
- Сидоренков А.В., Сидоренкова И.И. Эффективность малых групп в организации. Социально-психологические и организационно-деятельностные аспекты. Ростов-на-Дону: Издательство ЮФУ, 2011. (монография).
- Сидоренков А.В., Захарченко Н.А., Сидоренкова И.И. Социально-психологические теории малой группы: учебное пособие. М.: Вузовская книга, 2011. (гриф УМО).
- Сидоренков А.В., Сидоренкова И.И., Павленко Р.В. Электронный учебник "Психодиагностика". Ростов-на-Дону, 2011. Свидетельство о регистрации электронного ресурса, выданное ОФЭРНиО Института научной информации и мониторинга Российской академии образования. М., 2011.
Павленко Роман Владимирович - место работы: ООО «Уорд-Тревел-Телеком», должность: ведущий программист. Основные публикации:
- Сидоренков А.В., Сидоренкова И.И., Павленко Р.В. Электронный учебник "Психодиагностика". Ростов-на-Дону, 2011. Свидетельство о регистрации электронного ресурса, выданное ОФЭРНиО Института научной информации и мониторинга Российской академии образования. М., 2011.