- Ахрарова Оксана Николаевна
педагог-психолог, ЧОУВО МИДиС, (Челябинск)
Организация: ЧОУ ВО МИДиС Общеобразовательная школа «7 ключей»
Методика исследования готовности детей к выбору будущей профессии, а так же интереса к тем или иным видам деятельности «Карта интересов» была разработана группой советских психологов во главе с А.Е. Голомштоком.
Первый вариант опросника был опубликован А. Е. Голомштоком в 1968 году в книге «Профориентационная работа в школе». В дальнейшем опросник неоднократно подвергался переработке различными авторами. Оригинальная методика и большинство вариантов советского времени на сегодняшний день порядком устарели. Некоторые специальности потеряли свою актуальность, другие же находятся в тесной взаимосвязи, поэтому стало возможным объединение нескольких категорий интересов (например, музыки и рисования в группу «Искусство»).
Одна из известных модификаций советского времени (О. П. Мешковская и соавторы, 1984) приведена по книге Е. И. Рогова. Содержит 174 вопроса и 29 сфер профессиональных интересов.
Под руководством Филимоновой О.Г. (Сергиево-посадская гимназия) в 2004 был разработан еще один проект опросника. В новом перечне направлений деятельности появились такие виды деятельности, как информационные технологии, социология, философия, бизнес. Так же в модификации в этой «Карты интересов» были объединены родственные профессии.
Так как сфера профессионального самоопределения стремительно трансформируется в условиях современности информационной эпохи нашего общества, то и содержание таких опросников быстро устаревает.
Как понять, какие отрасли будут активно развиваться, какие в них будут рождаться новые технологии, продукты, практики управления и какие новые специалисты потребуются работодателям?
Современному подростку в условиях вариативности будущего и неопределенности настоящего необходимо спланировать своё профессиональное будущее задолго до его наступления, потому что уже в школе ему требуется делать выбор школьных дисциплин для государственных экзаменов и профиля обучения на старшей ступени обучения.
Уже к окончанию средней ступени общего образования подростку нужно самостоятельно выбрать учебные дисциплины для экзаменов, которые позволят ему поступить на выбранный профиль обучения в старшей школе. Обучаясь в этом профиле в течение двух лет школьнику необходимо определиться с выбором учебных дисциплин для государственной итоговой аттестации, которые позволят ему поступить в университет для обучения по выбранной специальности, которая в свою очередь позволит ему приобрести выбранную профессию.
Даже в одном абзаце эти выборы с последствиями и их ограничениями выглядят максимально громоздко. Не каждой взрослой устоявшейся личности такой процесс по плечу.
В то же время осознать связь своих предпочтений и интересов в актуальной жизни с профессиональной самореализацией бывает непросто, но первостепенно для здоровой реализации настоящей жизни и успешности протекания процесса образования.
Этапы линейно-поступательной реализации профессионального самоопределения в подростково-юношеском периоде можно увидеть на схеме ниже в приложениях.
Исходя из современных реалий подростку в 14 лет необходимо ясно представлять себе своё будущее на 10 лет вперед. Ведь чтобы стать через несколько лет высококлассным профессионалом, нужно четко понимать свой образ жизни, чем ты хочешь заниматься в будущем и какие шаги помогут к этому приблизиться.
Наиболее адекватным подходом к оказанию психологической помощи подростку в период профессионально-личностного самоопределения является психологическое сопровождение. Ориентиром такого сопровождения является не только создание внутренних условий профессионального самоопределения, т.е. развитие позитивного образа «Я», способности опираться на себя, относиться к себе как к субъекту собственной жизни, уметь осуществлять выбор, но и собственно выбор профессионального направления, выбор профиля обучения и выбор экзаменов для государственной итоговой аттестации и дальнейшего профессионального образования.
В связи с этим была проведена кардинальная модернизация известного опросника «Карта интересов» с учётом прогнозируемых новых профессий для формулировки направлений деятельности. Диапазон отраслей и направлений в настоящем варианте опросника сужен и включает в себя 25 сфер.
С точки зрения формулировки вопросов опора осуществлялась на описание специальностей и возможных профессий на сайтах университетов, где можно получить соответствующую сфере интересов профессию.
Особенно ценным, на наш взгляд, в нашем варианте опросника является новая таблица с рекомендациями по выбору учебных дисциплин для экзаменов и основ профиля обучения в старших классах.
Таким образом, девятиклассник может сориентироваться при выборе предметов для государственной итоговой аттестации и при выборе профиля обучения в старшей школе во взаимосвязи со своими профессиональными интересами и склонностями.
Десятиклассник получает возможность сверки выбранного профиля обучения предпочитаемой сфере профессиональной деятельности и возможность своевременной корректировки при необходимости.
Одиннадцатиклассник может на основе пройденного теста получить качественные рекомендации по выбору учебных предметов для единого государственного экзамена в соответствии с выявленными профессиональными интересами и предпочтениями.
Тест представляет собой анкету с 175 вопросами, сгруппированными в 25 сфер по отраслям и направлениям профессиональной деятельности. Часть из них напрямую связана с науками, изучаемыми в общеобразовательных учреждениях, а часть – лишь опосредованно. Ответы на вопросы занимают около 40 минут.
С подробным содержанием опросника можно ознакомиться по запросу.
В течение 2022-2024 годов была осуществлена успешная апробация опросника среди подростков 14-17 лет в количестве 90 человек (8-11 классы общеобразовательной школы «7 Ключей»). По результатам опросника выявлены предпочитаемые выборы по профилям обучения для каждого года обучения обследованных групп старшеклассников, даны индивидуальные рекомендации по выбору учебных дисциплин для государственной аттестации, по выбору траектории профессиональной самореализации каждому школьнику. Пример индивидуальной рекомендации по результатам диагностики можно увидеть в приложении.
Данные, полученные с помощью этой методики, позволяют выявить не только круг интересов учащегося, но и степень их выраженности, что имеет особое значение в формировании мотивации выбора будущей профессии. Целями и задачами диагностики может становиться следующее:
- прояснение сферы интересов ребенка;
- эффективное формирование классов с углубленным изучением тех или иных предметов;
- помощь школьникам и их родителям в выборе специализации и учебного заведения для дальнейшего образования;
- актуализация процесса самоопределения старшеклассников.
Итак, работа в заданных рамках модификации методики позволит ответить на вопросы, возникающие у каждого современного старшеклассника. С чего начать сегодня, чтобы построить свой путь, который ведет в комфортное будущее? Через какие очки рассмотреть горизонты здорового профессионального будущего? Как жить в процессе этого пути профессионального самоопределения, оставаясь счастливым?
Впрочем, для людей более старшего возраста, задумывающихся сегодня об изменениях профессиональной карьеры, диагностика по настоящему опроснику так же будет продуктивна.