- Козлова Юлия Валентиновна
педагог-психолог, ассистент кафедры, МКОУ "Трёхпротокская СОШ", АГМУ (Астрахань)
Актуальность
Ни для кого не секрет, что сейчас подрастающее поколение часто находится под влиянием стрессовых ситуаций. Факторами стрессовых ситуаций могут быть: неблагополучная атмосфера в обществе; семейное неблагополучие; гормональные изменения; высокие нагрузки: интеллектуальные, эмоциональные, физические, любые изменения в привычном образе и ритме жизни, стресс у родителей. Детям, да и некоторым подросткам, трудно осознать свои психологические проблемы, как что-то мешающее им жить. Они еще не умеют ясно выражать свои мысли, зато умеют рисовать, лепить, строить, играть и фантазировать. Особенно это значимо для детей с речевыми нарушениями, т.к. их поведение более спонтанно, и они менее способны к рефлексии своих поступков и действий. Их переживания выходят через художественное изображение более непосредственно.
Новизна
Появилась ещё одна возможность за относительно короткий срок добиться существенного результата устранить проявления стресса, повысить адаптивные способности, освоить навыки саморегуляции, выразить свои переживания и проблемы, проработать страхи.
Значимость
Метод камнетерапии, как один из методов арт-терапии, позволяет выразить свое состояние через каменную фигурку, используя рисунок, сказку, игру, удивительно подходят для работы с детьми и подростками, а также может быть полезен в работе со взрослыми.
Основное содержание работы
Камнетерапия — активная форма арт-терапии, побуждающая клиентов к самостоятельному творчеству и творчеству самого психолога, направленному на установление взаимодействия с клиентом. Основывается на распознавании глубинных мыслей и чувствований человека, извлеченных из бессознательного в виде образов или с чувствами и эмоциями, которые сложно вербализовать, озвучить, поэтому с помощью творчества их получается раскрыть намного шире и глубже. Камнетерапия мотивирует деятельность, направляет и удерживает внимание. Хорошо сочетается с такими методами как: песочная терапия, акватерапия, сказкотерапия, эриксоновский гипноз.
Результаты и выводы
В результате работы арт-терапевтическим методом было установлено, что с помощью камнетерапии можно убрать трудности в коммуникативных навыках и эмпатии у детей и подростков, провести психокоррекцию и психопрофилактику конфликтности, замкнутости, тревожности, снять невротические и эмоциональные расстройства, провести работу в кризисных состояниях, а также развить собственное представление о себе.
Во время занятий с использованием камнетерапии дети и подростки не испытывают затруднения при создании изображения с помощью предлагаемой техники; любые усилия в ходе работы интересны, оригинальны, приятны ребёнку; интересен и привлекателен процесс создания изображения и результат.