- Болдырева Екатерина Вячеславовна
педагог-психолог, МБУДО ЦРТДиЮ, (Воронеж)
Организация: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества» г. Воронеж
Семья динамична, проходит стадии жизненного цикла, в которых время от времени могут быть различные кризисные проявления… В современное время всё чаще родители ощущают спешку, много работают, многозадачны, высок уровень разводимости в нашей стране (по данным Росстата более 73% разводов в год), в связи с ситуацией СВО и другими причинами растет число неполных (материнских) семей и это отражается на взаимоотношениях с ребенком: родитель устает, выгорает, проявляет агрессию, не слышит потребности ребенка, дефицит качественного времени и эмоционального тепла, общения.
Дети – подобно зеркалу, отражают проблемы родителей: всё чаще стали испытывать эмоциональное одиночество, тревогу, напряженные эмоциональные отношения с родителями, нежелательное поведение, конфликтность, уходят в виртуальную реальность, испытывают трудности в общении со сверстниками и взрослыми, проявляются невротические и психосоматические признаки, подвержены негативному влиянию, возникает риск девиантного поведения, суицидальных мыслей, дезадаптации и др.
Важно своевременно помогать восстанавливать и поддерживать взаимопонимание между родителями и детьми, укреплять семейные ценности, оптимизировать детско-родительские отношения. Во время мастер-класса Е.В. Болдырева поделилась своим профессиональным опытом по работе с семьями, а также ознакомила участников с авторскими совместными детско-родительскими практикумами «Арт-время вместе: родители и дети». По итогам участия в мастер-классе участники смогут реализовывать предложенные практики в своей деятельности.
Мастер-класс предназначен для психологов, арт-терапевтов, студентов старших курсов психологических факультетов.
В программе мастер-класса:
- психодиагностический инструментарий для исследования детско-родительских отношений (для детей, подростков, родителей), показания к рекомендациям родителям для участия в совместных детско-родительских практикумах «Арт-время вместе: родители и дети»;
- ознакомление с методологией авторских совместных детско-родительских практикумов «Арт-время вместе: родители и дети»;
- освоение участниками мастер-класса специальных арт-техник (модифицированных и авторских Болдыревой Е.В.) и упражнений, способствующих оптимизации детско-родительских отношений;
- возможность последующего сопровождения семей для самостоятельной организации и проведения Арт-времени вместе, качественного совместного времени родителей и детей (авторские чек-листы для родителей и детей).
Результаты проведения мастер-класса
Мастер-класс Болдыревой Е.В. «Арт-время вместе: родители и дети» в 2024 году проводился:
- 31 мая в рамках III Международной конференции «Art Мастерская Детского психолога» (онлайн, приняли участие более 100 психологов);
- 18 сентября в Воронежском государственном педагогическом университете (очно, приняли участие 16 психологов образования).
По итогам обратной связи участников: мастер-класс проведен интересно, предложенные арт-техники и методы доступны в применении -действенны, знакомство со структурой совместных детско-родительских практикумов способствовало готовности участников внедрять в свою деятельность и адаптировать под свои цели и условия образовательного учреждения. Участники осознали и подтвердили значимость проведения совместной работы с родителями и детьми – детско-родительских практикумов для оптимизации детско-родительских отношений, укрепления семейных отношений и семейных ценностей, оказания своевременной психологической помощи и поддержки семьям, родителям и детям.