- Киселева Елена Николаевна
кандидат психологических наук, Преподаватель, научный консультант, Московский Институт Психоанализа, (Москва)
Организация: Московский Институт Психоанализа
Актуальность
Консультативная психология, как область психологической помощи, является высоко востребованной в современном обществе, сталкивающемся с ростом психологических проблем, связанных со стрессами, межличностными конфликтами, поиском смысла жизни и другими вызовами. Профессиональная помощь психолога-консультанта необходима для стабилизации жизненной ситуации, работы с прошлым опытом (преобразование травматических событий в ресурс) и моделирования позитивного будущего. Отсутствие систематизированных учебных материалов, ориентированных на практическое применение теоретических знаний, определяет актуальность данного пособия.
Новизна
Предлагаемое учебное пособие отличается комплексным подходом, сочетающим теоретические основы консультативной психологии с практическими инструментами и методиками, ориентированными на работу с психотравмой как ключевым фактором, формирующим психологические проблемы клиента. Новизна заключается в представлении авторской концепции системной работы с психотравмой, включающей анализ личной истории клиента, выявление травмирующих ситуаций и разработку индивидуальной модели консультирования, ориентированной на преодоление внутриличностных конфликтов и развитие личностного потенциала. В пособии представлен уникальный опыт, обобщающий результаты работы автора с более чем 5000 участниками курса "ДНК психотравмы".
Основные разделы
Раздел 1. Теоретические основы консультативной психологии. Раздел посвящен истории развития консультативной психологии, определению и дифференциации понятий «психотерапия», «психокоррекция» и «психологическое консультирование». Здесь рассматриваются цели, задачи, виды, формы и принципы консультативной работы, а также базовые модели психологической помощи и основные психологические школы (психоаналитическая, гуманистическая, психодинамическая, когнитивно-бихевиоральная и др.). В сравнительной таблице представлены сходства и различия рассмотренных подходов.
Раздел 2. Клиент в консультативном процессе: системный подход к работе с психотравмой. В данном разделе дается определение понятия «здоровая личность», выделяются критерии психического здоровья, а также рассматривается психотравма как важный фактор формирования психологических проблем. Представлена авторская методика системной работы с психотравмой, включающая анализ личной истории клиента, выявление и проработку травмирующих ситуаций для достижения разрешения внутриличностных конфликтов, формирования здоровой части личности и повышения самооценки.
Раздел 3. Структура и этапы консультативного процесса. В этом разделе подробно описывается структура консультативного процесса, раскрываются его основные этапы с практическими рекомендациями для начинающих психологов. Представлены методики для определения профессиональных границ и направления терапии. Приведен детализированный клиентский кейс, иллюстрирующий применение интегративного подхода на практике.
Раздел 4. Работа с различными типами психотравм. Раздел посвящен практическим рекомендациям по работе с различными типами психотравм: шоковыми, эмоциональными (утраты и потери), травмами детско-родительских отношений, а также травмами, переданными по наследству и психотравмой утраты будущего. Рассмотрены алгоритмы работы с травмой и методика «Травмаэкспозиция», позволяющая клиенту пережить травмирующую ситуацию, выразить эмоции и осознать свои ресурсы.
Раздел 5. Рассматриваются отдельные практические аспекты консультирования, такие как: первый контакт с клиентом и построение терапевтических отношений, особенности заключения контракта, регулярность встреч; представлены основные техники консультативной психологии. Исследуется вопрос об эффективности психологического консультирования. Данный раздел также сопровождается кейсами из практической работы автора и дает представление о том, как именно проводить психологическое консультирование, на какие моменты стоит обратить особое внимание.
Раздел 6. Шестой раздел затрагивает профессиональные аспекты работы психолога-консультанта, такие как профессиональная подготовка, личность психолога-консультанта, этические принципы профессиональной деятельности, а также уделяется внимание возможным ошибкам начинающего специалиста, ошибки иллюстрируются кейсами.
Каждый параграф сопровождается вопросами для самостоятельной проверки. В конце пособия можно найти библиографию, дополнительные материалы, практики, таблицы методик, шаблон контракта с клиентом и другие материалы.
Заключение
Книга знакомит с историей, теорией и практикой консультативной психологии. Проводится дифференциация понятий «психотерапия», «психокоррекция», «психологическое консультирование». Рассматриваются понятия «психическое здоровье» и «здоровая личность» как основные цели психологического консультирования. Приведены основные условия, принципы, нормы, правила, алгоритмы, применяемые в рамках психологического консультирования. Обозначены ошибки начинающего психолога, даны рекомендации по организации процесса консульти-рования и профессионального саморазвития психолога-консультанта.
Соответствует ФГОС ВО последнего поколения.
Для студентов учреждений высшего профессионального образования, обучающихся по направлению «Психология». Может быть полезно преподавателям психологических дисциплин, практикующим психологам и всем, кто интересуется психологией саморазвития и углубляет свои знания в сфере психологии человека.
Данное учебное пособие предоставляет начинающим специалистам теоретические знания и практические инструменты для эффективной работы с психотравмой, способствуя формированию индивидуального профессионального стиля.