- Харитонова Анна Игоревна
кандидат психологических наук, тренер спортивной команды по дзюдо, самбо и тхэквондо, ФАУ МО РФ "ЦСКА" (Москва)
- Климова Елена Михайловна
кандидат психологических наук, доцент кафедры национальной безопасности, противодействия экстремизму и терроризму, Российский государственный социальный университет (Мытищи)
Организация: Федеральное автономное учреждение Министерства обороны Российской Федерации «Центральный спортивный клуб армии», Росиийский государственный социальный университет (кафедра национальной безопасности, противодействия экстремизму и терроризму)
Актуальность, новизна, значимость проекта
Разработка опросника «Личностный потенциал» для спортсменов является актуальной и новаторской инициативой в области спортивной психологии. В современном спорте достижение высоких результатов зависит не только от технических и физических навыков, но и от психологической готовности спортсменов: личностный потенциал играет решающую роль в достижении спортивных успехов. Однако до настоящего времени не существовало специализированного инструментария, позволяющего комплексно оценивать личностный потенциал спортсменов. Разработанный опросник заполняет этот пробел, обеспечивая спортивным психологам и тренерам инструмент для оценки указанного показателя личности.
Основное содержание работы
Опросник был разработан на основе теоретических представлений о личностном потенциале как интегральном понятии, включающем несколько ключевых компонентов: включенность, осмысленность, интернальность, независимость и позитивность.
В исследовании приняли участие 429 спортсменов, представляющих различные виды спорта. Выборка включала спортсменов разного уровня спортивного мастерства: кандидаты в мастера спорта, мастера спорта, мастера спорта международного класса и заслуженные мастера спорта.
Для определения конвергентной валидности изучалась связь авторского опросника с пятью диагностическими методиками: Самоактуализационный тест (САТ) в адаптации Л.Я. Гозмана и др.; Уровень субъективного контроля (УСК) в адаптации Е.Ф. Бажина и др.; Тест жизнестойкости (методика С. Мадди) в адаптации Д.А. Леонтьева и Е.И. Рассказовой; Тест смысложизненных ориентаций (методика СЖО Д.А. Леонтьева); Тест общей самоэффективности Р. Шварцера и М. Ерусалема в адаптации В. Ромека.
Дискриминантная валидность была проверена путем изучения взаимосвязей шкал опросника с конструктами, с которыми значимая корреляция не предполагается: опросник «Фасилитатор – медиатор – модератор (ФаМеМо) авторы Т.Ю. Базаров, А.В. Райков, Р.Р. Шайхутдинов; дезорганизующие эмоциональные состояния (склонность к аффективным состояниям) методика В. Бойко.
Факторная структура опросника была подтверждена конфирматорным факторным анализом.
Итоговая версия опросника была оценена экспертами, включая филологов-лингвистов, психологов и авторов опросника.
Результаты, выводы
Исследование показало, что опросник имеет устойчивую факторную структуру, соответствующую теоретическим представлениям о личностном потенциале.
Опросник продемонстрировал высокую конвергентную и дискриминантную валидность, а также надежность. Это позволяет использовать его для оценки личностного потенциала спортсменов с высокой степенью точности.
Разработанный опросник может быть использован спортивными психологами и тренерами для создания индивидуальных программ психологического сопровождения и тренировок, учитывающих специфику вида спорта и личностные особенности спортсменов, что даст возможность повысить эффективность их подготовки и достижения высоких спортивных результатов.