Номинация «Книга года по психологии»
Все проекты номинации >
Реферат проекта

«Воспитание: лицом к России. Основы гражданско-патриотической работы со школьниками» (учебно-методическое пособие)

Авторы:

  • Шнейдер Лидия Бернгардовна

    доктор психологических наук, профессор кафедры психологической антропологии Института детства, Московский педагогический государственный университет, (Москва)

  • Зыкова Маргарита Николаевна

    кандидат психологических наук, преподаватель, Калининградский областной институт развития образования, МБУДО «Детско-Юношеский центр» Светлогорского ГО, (Калининград)

Актуальность

Современный мир, обыденная жизнь и образование пронизаны свободой, цифровизацией и информатизацией и пр., а вместе с ними наполнены огромным массивом множащихся социальных запросов и нерешенных воспитательных проблем. Это обнаруживается в семье, учебных заведениях, университетских аудиториях, довузовских образовательных организациях, досуговом пространстве и пр. 

Предлагаемый нами (авторами) взгляд на проблемы воспитательных практик с учетом современной российской специфики и ориентацией на «вдумчивый» традиционализм позволяет подойти к их решению более дифференцированно. При этом обращают на себя внимание некоторые структурные инварианты в общественном бытии и массовом сознании, которые могут быть отнесены к двум аспектам: профанному и сакральному. Реальное воспитание осуществляется в этих двух направлениях: через организацию движения взрослеющего человека к профанному и через его приобщение к святыням, движение к сакральному (надличностному, духовному, трансцендентному). С профанным все понятно. Его сущностные аспекты связаны с жизнеобеспечением. Безусловно, это все важно, это фундирует саму жизнь.  С движением к сакральному, к миропостижению - всё намного сложнее. В основном от профанного мира движение, как правило, налаживается в сторону социального, разве что иногда, мимоходом, и про душу что-то мелькнет. В современном научном дискурсе тематику духовно-нравственных изысканий перекрыл собой лавинообразный поток исследований по проблематике индивидуального (физического, эмоционального и пр.) благополучия, а сакральность с её надличностными центрациями, обращением к миропорядку остается маргинальной.

Проблема заключается в том, что нередко дети и подростки самостоятельно постичь миропорядок не могут. Ими усвоены идеи полной свободы, присвоено право на воплощение ее безграничности, внутренних нравственных регуляторов у них чаще всего нет. Представление о сакральном им недоступно (или искажено). Возможно, они и неплохие ребята, просто — невоспитанные. 

А кто такой воспитанный человек? Что собой представляет воспитание, чтобы в нем нашлось место и сакральному, и профанному? Каким образом в нем прорисовывается образ патриотического воспитания? Или гражданского? Что представляет собой традиционное воспитание? Воспитание: лицом к России — это перепев этнопедагогики или что-то иное? Современная воспитательная ситуация — это воспитательное «многоголосье» или малоизвестный воспитательный «вокал»? Ответов ждет множество вопросов. 

Цель проекта — по-новому осмыслить сам феномен воспитания, рассматривая его и с «полевых», и с научных позиций, выделяя и определяя его сущностные характеристики, выявляя ретроспективные особенности и формулируя перспективные условия его развития. Такое целеполагание порождает множество задач. Их решение предполагает распределение и движение внимания по оси времени с попеременной центрацией на прошлом, настоящем и будущем, постоянное обращение к традиционным корням и аспектам современности.

Ключевые задачи — сконцентрироваться на психолого-педагогических аспектах воспитания в традиционалистском обществе, а затем перекинуть мостик в нашу современность, с необходимостью сосредоточив внимание на школьном периоде, продвигаясь от старшего дошкольного возраста через отрочество к юношеству. С теоретических и практических позиций в фокусе так или иначе должны быть взрослеющая личность (она же — воспитанник), воспитывающий взрослый, владеющий искусством проводника (он же — воспитатель в его разных ипостасях) и процесс воспитательного воздействия в его разных форматах (индивидуальном и групповом) и его различных видах (гражданском, патриотическом и др.).

Материалы проекта, адресованного взрослым (а через них и детям) — это не сборник рецептов, а указатель на возможные пути, способы решения ключевых задач и конструирования гражданско-патриотической работы со школьниками. Это новое построение учебно-методического пособия.

Содержание проекта

Пособие представлено в трех частях: 1. Воспитание россиян: оглядываясь вперед. 2.  Воспитание в родном отечестве. Обращаясь к фольклору. 3. Диагностические и практические приложения.

В предлагаемом пособии рассматривается воспитание в сопряжении с общими и частными правилами мироустройства, с реалиями российской действительности и социокультурного наследия, с концентрацией внимания на мире профанном и сакральном. Особое внимание привлекается к феномену славы, русскому фольклору, родной культуре, обсуждаются их потенциальные возможности для осуществления воспитания в русле патриотизма и гражданственности, приводятся различные примеры патриотизма (поэтического и прозаического, ратного и предпринимательского, «шумного» и «тихого», трудового и бытового), раскрывается эффект центрации, конструирующий патриотическое самоопределение, выявляются ресурсы педагогического творчества и семейного воспитания. Теоретические рассуждения дополнены вопросами для самостоятельного размышления, упражнениями для организации работы на семинарах-практикумах и заданиями для индивидуальной и групповой деятельности с обучающимися. Особое место отводится диагностическому инструментарию и обсуждению результатов исследовательских практик.

Нами обозначены возможные пути развития патриотической ориентации молодежи: 1) образование и профессионализация как ресурс системы патриотического воспитания молодежи в образовательных организациях разных уровней; 2) актуализации индивидуально-личностных смыслов жизнедеятельности, построения иерархической системы патриотической само ориентации, включающей: героику семьи и предков, романтику природного ландшафта, историю места жительства, верность Родине и готовность быть ей полезным; 3) масштабирование лучшего опыта и новаторских практик в системе непрерывного воспитания детей и молодежи; 4) создание в обществе условий для развития деятельной гражданской активности молодежи.

Представленное пособие реализует информационную, ориентирующую, разъясняющую, эвристическую, побуждающую и развивающую функции. Мы не навязываем свою точку зрения, но приглашаем читателей к размышлению, дискуссии.  

Выводы

Решение проблемы успешной гражданско-патриотической работы со школьниками видится в активизации активной мыследеятельности обучающихся, изучении представлений о «правилах миропорядка», их различении в «правильном» и «нормальном» поведении, в содействии развитию личности средствами нормативно-ритуальной и фольклорной практики, в формировании гражданской позиции и патриотического настроя, базирующихся на созидательном творчестве и благих делах, и пр., в ментальном и технологическом (аналоговом или цифровом) оснащении, диагностическом и практическом обеспечении такой работы. Гражданские, семейные и персональные представления о славе Родины, семьи и самого себя могут стать основой для семейного и школьного воспитания, гражданского становления молодежи, прочтение которых будет способствовать созданию новой гуманистической идеологии, развитию подлинного патриотизма, укреплению веры в нашу Родину, в ее будущность и высокое назначение. Специфика воспитания патриотизма и гражданственности как сущностных свойств сознания и поведения современной российской молодежи состоит, прежде всего, в том, что молодое поколение является субъектом социального действия. Тогда воспитание любви к Отечеству должно начинаться с человека, у которого есть позиция: знаю, верю, чувствую, делаю. И новое открытие Родины через ее традиции и российскую культуру всегда проявляется как поступок, как открытие самого себя и своих добродетелей. Став же осмысленным носителем родной культуры, открывший сам себя, в свою очередь, обнаруживает неразрывное сродство с другими людьми, со своими предками и потомками. 

Содержательные материалы

Рекомендации (или диплом о присвоении автору ученой степени)

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе