«Программа "Познай себя!"» (рабочая профориентационная тетрадь для занятий с подростками 13-16 лет)
Организация: Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Псковской области «Центр оценки качества образования»
Актуальность
Профессиональная ориентация современных подростков — это, прежде всего, государственная по масштабам, экономическая по результатам, социальная по содержанию, психолого-педагогическая по методам, комплексная работа. Развитие современных подростков проходит в условиях постоянно меняющегося общества и мира. Цифровизация, интенсивное развитие информационных технологий, разрыв в понимании мира и его восприятии между поколениями одной семьи неизбежно влечет за собой личностные проблемы школьников. Помимо перечисленных проблем, лежащих на поверхности, есть еще и разнообразие школьной методики преподавания общеобразовательных программ, большая нагрузка от всевозможных дополнительных мероприятий, направленных на освоение общеобразовательной программы (репетиторы, дополнительные занятия по предметам и пр.). У школьников забирается основной ресурс – время. Поэтому точные (интенсивные) программы, рабочий компактный психолого-педагогический инструментарий, способствующий саморазвитию подростков, актуальны для специалистов системы образования.
Основное содержание работы
В ГБОУ ДПО ПО «Центр оценки качества образования» в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» с 2020 года разработаны и реализуется две общеразвивающее программы социально-педагогической направленности – «Мой профессиональный путь!», «Познай себя!». Каждая из этих программ призвана способствовать повышению готовности подростков к личностному, социальному и профессиональному самоопределению.
Программа «Познай себя!» объемная и насыщенная, рассчитана на 72 академических часа и ориентирована на углубленное изучение сильных и слабых сторон личности подростка. Программа «Познай себя!» нацелена на помощь подрастающему поколению лучше узнать себя, задать направление личностного самоопределения и саморазвития. Обратить внимание подростков на то, что знания своих сильных и слабых сторон личности способствуют правильному (осознанному) выбору жизненного и профессионального маршрута. Программа состоит из двух частей «Мои возможности» и «В мире профессий». Первая часть нацелена на познание обучающимися своих сильных и слабых сторон личности. Вторая часть ориентирована на определение профессионального выбора и самоопределения подростков.
Организация работы по программе требует от педагога обобщение и передачу значительного объёма психолого-педагогических знаний в доступной для обучающихся форме, поэтому для повышения эффективности и удобства была разработана рабочая профориентационная тетрадь.
В рабочей тетради отражена последовательность хода каждого занятия, изложены задания для учащихся таким образом, чтобы упростить процесс усвоения знаний. Каждое занятие начинается с эпиграфа к рассматриваемой теме, затем проводятся тестовые задания (выдаются отдельно), далее идет комплекс заданий по теме и завершается занятие раздаточным (практическим) материалом - памятками.
Рассмотрим содержание рабочей тетради программы «Познай себя!». Раздел «Мои возможности» включает: «Давайте познакомимся»; «В путь за знаниями. Что такое психология?»; «Я концепция: самооценка и уровень притязаний»; «Уверенность в себе»; «Я - концепция и самопрезентация»; «Темперамент и профессия. Определение темперамента»; «Характер. Черты личности»; «Эмоции и чувства. Истоки негативных эмоций. Психологический практикум»; «Что такое стресс?»; «Тревожность и страх как барьеры выбора профессионального пути»; «Определение типа мышления»; «Интеллектуальные особенности личности»; «Внимание»; «Память»; «Индивидуальный способ деятельности. Мой учебный стиль»; «Конфликт и конфликтное поведение»; «Стили конфликтного поведения. Диагностика стиля поведения в конфликте»; «Психологические особенности общения. Тренинг общения. Психологический практикум»; «Мое восприятие мира и других»; «Что думают обо мне другие»; «Мои сильные и слабые стороны»; «Мои сильные и слабые стороны: Что делать с достоинствами и недостатками?»; «Уровень внутренней свободы. Обобщающий урок по разделу».
Раздел «В мире профессий» состоит из тем: «Профессия и здоровье»; «Что такое жизненное и профессиональное самоопределение? Роль жизненных ценностей при выборе профессии»; «Формула профессии. «Дороги, которые мы выбираем»; «В мир профессий по «компасу»»; «Профессионально важные качества, мои интересы и склонности»; «Мир профессий - твое место в нем. Классификация профессий»; «Особенности профессий «Человек - Человек»»; «Особенности профессий «Человек - Художественный образ»»; «Особенности профессий «Человек - Техника»»; «Особенности профессий «Человек - Знак»»; «Особенности профессий «Человек - Природа»; «Почему выбирают профессии (мотивы выбора). Составление профессиограмм»; «Современные профессии. Популяризация или надежность»; «Интернет профессии или традиционные»; «Стратегия профессионального выбора. Ошибки при выборе профессии». «Ступени профессионального образования»; «Планирование профессионального пути»; «Выбор профессии. Твои перспективы (самоанализ готовности к профессиональному старту)»; «Профессиональная зрелость»; «Профессия и карьера»; «Изучение возможностей профессионального выбора (подготовка к написанию творческих заданий)». Как итог освоения программы, учащиеся представляют презентации творческих заданий на тему «Мой выбор профессии».
Теоретической основой являются ставшие классическими исследования в области профессиональной ориентации и профконсультирования Е.А. Климова, В.В. Ярошенко, А.Е. Голомштока, Л.А. Йовайши, В.В. Назимова, Б.А. Федорошина, С.А. Чистяковой и других. Практико-ориентированной базой разработки являются работы Г.В. Резапкиной, А.В. Микляевой, Е.И. Рогова, Ю.В. Тюшева и др.
Результаты работы
На занятиях по программе «Познай себя!» школьники, работая в рабочей профориентационной тетради, в ходе самодиагностики изучают свои психологические особенности, «примеряют» различные модели поведения и оценивают их эффективность. Психолого-педагогическими средствами создается поле выбора профиля обучения и саморазвития, формируется психологическая готовность учащихся к этому выбору на основе знаний о своем личностном и профессиональном потенциале. Таким образом, использование психологического инструментария будет способствовать ознакомлению и осознанию молодым поколением ключевых факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и путей её реализации.
Голос из ВКонтакте