- Акимова Елена Юрьевна
кандидат психологических наук, доцент, ЯГПУ имени К.Д. Ушинского, Рыбинский филиал РАНХиГС (Рыбинск)
Актуальность
Профессиональное становление человека вызывает стабильный интерес. Мощным стимулом указанного процесса рассматривается актуализация внутриличностного потенциала человека, его саморазвитие и самореализация. Мы убеждены в необходимости рассмотрения профессионального развития личности как системного явления. В качестве одного из результатов профессионального развития ГС мы рассматриваем такой комплексный показатель, как психологическая культура.
Знание особенностей профессионального становления государственных служащих позволят решить ряд прикладных задач: научно-методическое обоснование и разработка рекомендаций по развитию профессионализма государственных служащих, по организации и обеспечению психологического сопровождения их профессионального становления, а, значит, и повышение эффективности самой государственной службы. Потребности социума, возрастающие требования к системе государственного управления определяют практическую актуальность работы.
Совместное рассмотрение генезиса системы профессиональной деятельности и личности государственных служащих и государственной службы в целом позволяет раскрыть их объективно новые свойства, закономерности.
Цель исследования: изучить психологические аспекты профессионального развития государственных служащих.
Объект исследования – профессиональное развитие ГС; предмет – меры по профилактике и преодолению профессиональных деструкций ГС. Субъекты исследования – государственные служащие, слушатели программ ФПК филиала ГОУ ВПО ВВАГС в г. Рыбинске Ярославской области: сотрудники УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ярославской области в гг. Ярославль и Рыбинск(72 человека(61 женщина, 11 мужчин), средний возраст 43,2 года), ГС гг. Ярославль, Рыбинск, Тутаев(82 человека, из них 60 женщин, 22 мужчины). Средний возраст 48,2 лет; опыт руководящей работы имеют 27 человек(средняя продолжительность – 14,7 лет).
Нами последовательно решены задачи:
- теоретический анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей функционирование государственной службы и деятельность ГС, научных источников по проблемам професссионального становления и развития профессионала;
- социально-психологический анализ государственной службы как профессиональной деятельности, предложен авторский вариант ее профессиограммы, обладающей несомненной новизной;
- на основе результатов собственных теоретических и эмпирических исследований(2005-2011 гг.) убедительно показан двойственный характер профессионального развития субъектов, определены возможные причины и направления деструктивного развития государственных служащих;
- экспериментальная проверка действенности и эффективности авторской методики организации и осуществления психологического сопровождения профессионального становления ГС.
Методы исследования:
- организационные (лонгитюд); эмпирические (педагогический эксперимент, тестирование, опрос, эмпирическое наблюдение);
- аналитические (качественный, количественный – измерение, МЦТ, корреляционный анализ, установление значимости различий посредством t-критерия Стьюдента).
Содержание
Введение
1. Психологическая характеристика государственной службы.
1.1. Характеристика государственной службы как профессиональной деятельности.
1.2. Цели, задачи и функции государственной службы.
1.3. Общее понятие о государственных служащих.
1.4. Правовой статус и функции государственных служащих.
1.5. Профессиограмма государственного служащего.
2. Возможности и направления профессионального развития человека на государственной службе
2.1. Обзор подходов к определению профессионального развития человека.
2.2. Деструктивные тенденции развития профессионала. Профессиональная деформация государственных служащих.
3. Психологическая профилактика профессиональных деструкций государственных служащих
3.1. Анкетирование государственных служащих о типичных противоречиях своей профессиональной деятельности.
3.2. Эмпирическое исследование профессионального выгорания государственных служащих.
3.3. Апробация программы по формированию психологической культуры государственных служащих в филиале ГОУ ВПО ВВАГС в г. Рыбинске Ярославской области
Заключение
Приложения
Результаты и выводы
Профессиональное развитие субъекта деятельности обретает специфические черты с учетом типа и вида профессиональной деятельности.
Профессиональное развитие – неравномерный и гетерохронный процесс, в котором наблюдаются периоды роста, спада, стагнации. На продолжительность и меру выраженности симптомов указанных периодов влияют как типичные закономерности психического развития человека, так и его индивидуальные личностные особенности.
Средствами профессионального психологического воздействия возможно корректировать процесс профессионального развития ГС. Решение задачи формирования психологической культуры ГС в процессе его профессиональной подготовки и переподготовки в вузе можно рассматривать как эффективное средство профилактики и преодоления профессионального выгорания – одного из видов профессиональных деструкций ГС.
Организованный систематический процесс профессиональной переподготовки и повышения квалификации, специальное внимание психологической подготовке ГС эмоциональной опустошенности и усталости, раздражительности. При этом отмечаются повышение уровня рабочей мотивации, удовлетворенности своим профессиональным выбором и работой, актуализация внимания к собственному профессиональному развитию, к профессиональным достижениям.
Следовательно, наше предположение об эффективности предложенного авторской методики психологического сопровождения профессионального становления ГС, о реалистичности его цели и решаемости его задач, полностью подтвердилось. Предложенная методика эффективна. Результаты ее внедрения действительно обладают высокой прикладной значимостью и содействуют повышению профессиональной эффективности государственной службы как профессиональной деятельности.