Номинация «Проект года в психологической практике» по итогам 2011 года
Все проекты номинации в 2011 году>
Реферат проекта

«Психологическое обеспечение профессионального развития государственных служащих » (практический опыт и научно-методическое издание)

Автор:

Актуальность

Профессиональное становление человека вызывает стабильный интерес. Мощным стимулом указанного процесса рассматривается актуализация внутриличностного потенциала человека, его саморазвитие и самореализация. Мы убеждены в необходимости рассмотрения профессионального развития личности как системного явления. В качестве одного из результатов профессионального развития ГС мы рассматриваем такой комплексный показатель, как психологическая культура.

Знание особенностей профессионального становления государственных служащих позволят решить ряд прикладных задач: научно-методическое обоснование и разработка рекомендаций по развитию профессионализма государственных служащих, по организации и обеспечению психологического сопровождения их профессионального становления, а, значит, и повышение эффективности самой государственной службы. Потребности социума, возрастающие требования к системе государственного управления определяют практическую актуальность работы.

Совместное рассмотрение генезиса системы профессиональной деятельности и личности государственных служащих и государственной службы в целом позволяет раскрыть их объективно новые свойства, закономерности.

Цель исследования: изучить психологические аспекты профессионального развития государственных служащих.

Объект исследования – профессиональное развитие ГС; предмет – меры по профилактике и преодолению профессиональных деструкций ГС. Субъекты исследования – государственные служащие, слушатели программ ФПК филиала ГОУ ВПО ВВАГС в г. Рыбинске Ярославской области: сотрудники УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ярославской области в гг. Ярославль и Рыбинск(72 человека(61 женщина, 11 мужчин), средний возраст 43,2 года), ГС гг. Ярославль, Рыбинск, Тутаев(82 человека, из них 60 женщин, 22 мужчины). Средний возраст 48,2 лет; опыт руководящей работы имеют 27 человек(средняя продолжительность – 14,7 лет).

Нами последовательно решены задачи:

  • теоретический анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей функционирование государственной службы и деятельность ГС, научных источников по проблемам професссионального становления и развития профессионала;
  • социально-психологический анализ государственной службы как профессиональной деятельности, предложен авторский вариант ее профессиограммы, обладающей несомненной новизной;
  • на основе результатов собственных теоретических и эмпирических исследований(2005-2011 гг.) убедительно показан двойственный характер профессионального развития субъектов, определены возможные причины и направления деструктивного развития государственных служащих;
  • экспериментальная проверка действенности и эффективности авторской методики организации и осуществления психологического сопровождения профессионального становления ГС.

Методы исследования:

  • организационные (лонгитюд); эмпирические (педагогический эксперимент, тестирование, опрос, эмпирическое наблюдение);
  • аналитические (качественный, количественный – измерение, МЦТ, корреляционный анализ, установление значимости различий посредством t-критерия Стьюдента).

Содержание

Введение

1. Психологическая характеристика государственной службы.

1.1. Характеристика государственной службы как профессиональной деятельности.

1.2. Цели, задачи и функции государственной службы.

1.3. Общее понятие о государственных служащих.

1.4. Правовой статус и функции государственных служащих.

1.5. Профессиограмма государственного служащего.

2. Возможности и направления профессионального развития человека на государственной службе

2.1. Обзор подходов к определению профессионального развития человека.

2.2. Деструктивные тенденции развития профессионала. Профессиональная деформация государственных служащих.

3. Психологическая профилактика профессиональных деструкций государственных служащих

3.1. Анкетирование государственных служащих о типичных противоречиях своей профессиональной деятельности.

3.2. Эмпирическое исследование профессионального выгорания государственных служащих.

3.3. Апробация программы по формированию психологической культуры государственных служащих в филиале ГОУ ВПО ВВАГС в г. Рыбинске Ярославской области

Заключение

Приложения

Результаты и выводы

Профессиональное развитие субъекта деятельности обретает специфические черты с учетом типа и вида профессиональной деятельности.

Профессиональное развитие – неравномерный и гетерохронный процесс, в котором наблюдаются периоды роста, спада, стагнации. На продолжительность и меру выраженности симптомов указанных периодов влияют как типичные закономерности психического развития человека, так и его индивидуальные личностные особенности.

Средствами профессионального психологического воздействия возможно корректировать процесс профессионального развития ГС. Решение задачи формирования психологической культуры ГС  в процессе его профессиональной подготовки и переподготовки в вузе можно рассматривать как эффективное средство профилактики и преодоления профессионального выгорания – одного из видов профессиональных деструкций ГС.

Организованный систематический процесс профессиональной переподготовки и повышения квалификации, специальное внимание психологической подготовке ГС эмоциональной опустошенности и усталости, раздражительности. При этом отмечаются повышение уровня рабочей мотивации, удовлетворенности своим профессиональным выбором и работой, актуализация внимания к собственному профессиональному развитию, к профессиональным достижениям.

Следовательно, наше предположение об эффективности предложенного авторской методики психологического сопровождения профессионального становления ГС, о реалистичности его цели и решаемости его задач, полностью подтвердилось. Предложенная методика эффективна. Результаты ее внедрения действительно обладают высокой прикладной значимостью и содействуют повышению профессиональной эффективности государственной службы как профессиональной деятельности.

Содержательные материалы

За проект проголосовали 0 читателей

    Другие проекты в этой номинации

    Посмотреть все проекты в номинации «Проект года в психологической практике» >

    Главный всероссийский профессиональный конкурс

    Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

    Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

    Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

    Положение о Конкурсе