- Белоус Ольга Валерьевна
кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной, специальной педагогики и психологии социально-психологического факультета, Армавирский государственный педагогический университет (Армавир)
- Вареца Елена Сергеевна
кандидат психологических наук, доцент, ФГБОУ ВО "АГПУ" (Армавир)
Организация: Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего образования «Армавирский государственный педагогический университет»
Актуальность
У каждого человека есть цель. Многие люди уже убедились, что для того, чтобы достичь цели недостаточно просто дать себе слово и решить работать. Часто человек не понимает – почему все его усилия не приводят к достижению желаемой цели. Именно поэтому важно рассмотреть стратегию действий, которые совершает человек для достижения цели.
Использование тренинга проводится в рамках проведения гранта Кубанского научного фонда в рамках научно-инновационного проекта № НИП-20.1/22.6 «Формирование социальной компетентности специалистов, сопровождающих сохранение психологического здоровья лиц в кризисных ситуациях».
Новизна
Существуют разные технологии целеполагания, но все они помогают человеку поставить правильно цель. Например: формирование дерева целей, оценка и измерение достижения цели, технология SMART. Но все они работают только с самой целью или прописывание шагов к её достижению. Когда человек начинает реализовать разработанный план – он, почему то, не приводит к желаемому результату. Для анализа стратегий достижения цели продуктивнее применять проективные технологии, которые открывают информацию, которая скрыта в подсознании.
Цель тренинга: диагностика и коррекция субъективного восприятия клиентом собственных стратегий целеполагания и пути продвижения к цели, поиск препятствий и ресурсов достижения цели. Клиент может в своём рисунке наглядно увидеть стратегии продвижения к цели.
Основное содержание работы (или ее этапы)
За основу тренинга взята техника «Карта цели» Т. Зинкевич-Евстигнеева (модификация Е. Тарариной).
Участники тренинга: студенты ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет».
Этапы тренинга:
- Вступительное слово: обозначается актуальность постановки цели и пути её достижения.
- Инструктаж: участники получают задание и наглядный материал в помощь для выполнения рисунка.
- Выполнение рисунка карты и нанесение маршрута на ней.
- Получение «послания в бутылке»: участники в закрытую берут карту из колоды МАК «Письмо в бутылке» автора Натаровой К.А., которая может стать подсказкой препятствия к продвижению к цели.
- Получение тотема: участники в закрытую берут карту из колоды МАК «Тотемные животные» авторов Кузнецовой Л.Б. и Ранневой А.А., которая дает подсказку о ресурсах человека, помогающих преодолеть все препятствия.
- Рассказ участника о своей работе: о ландшафте, о маршруте, о месте нахождения флажка, что «подсказало» письмо и какие ресурсы продвижения к цели «даёт» тотемное животное.
- Интерпретация рисунка: по особенностям ландшафта и маршрута, месту расположения флажка.
- Оптимизация стратегии выбора цели и продвижения к ней: объяснение как изменить стратегию, чтобы получать желаемый результат.
- Рефлексия: продолжение фразы «Это путешествие мне подсказало, что …».
Результаты, выводы
Происходит прояснение в сознании участников возможных вариантов оптимизации стратегии выбора цели и продвижения к ней с сохранением ресурса.