«Спокойно, ты справишься!» (программа профилактики аутоагрессивного поведения подростков 12-17 лет)
Организация: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Международный детский центр «Артек»
Наиболее чувствительными ко всем изменениям в современном мире оказываются подростки, личность которых формируется в период «двойного кризиса» — возрастного и социального. Среди подростков, склонных к аутоагрессивному поведению, есть достаточно успешные и со сложностями самореализации, спокойные и эмоционально возбудимые, одинокие и социально активные, из благополучных семей и семей группы «риска». Но, пожалуй, есть то, что их объединяет, — это неумение или какая-то невозможность безопасно проживать и говорить о своих чувствах. Новизна и значимость инструмента заключается в том, что программа «Спокойно, ты справишься» включает в себя современные методики и упражнения, которые будут проводиться в специально организованной среде «сенсорной комнаты» с использованием визуальных, звуковых элементов и арт-терапии. Благодаря спокойной доверительной обстановке у ребёнка создаётся ощущение защищённости, спокойствия и уверенности в себе, что способствует гармонизации его отношений с окружающей средой.
Цель программы: предупреждение аутоагрессивного поведения подростков и создание в образовательном учреждении безопасной психологической среды; психолого-педагогическое сопровождение детей, склонных к аутоагрессивному поведению; знакомство с различными техниками регуляции своего эмоционального состояния.
Основное содержание работы
Задачи:
- Психолого-педагогическое сопровождение детей, склонных к аутоагрессивному поведению (по методике «Шкала Бэка», наблюдению).
- Развитие и гармонизация эмоционально-волевой сферы детей.
- Формирование навыков саморегуляции.
- Формирование ценности здорового образа жизни.
Возраст участников: 12-17 лет.
Участники: дети «группы риска», требующие внимания; индивидуально или группа до 5 человек.
Место проведения: сенсорная комната.
Структура программы:
Актуальность (пояснительная записка).
Вступительное слово педагога-психолога. Знакомство.
I блок – Дыхание–Основа. Дыхательное упражнение «Воздушный шарик».
II блок – Центрировнаие. Упражнения «Мысленная картина»; «На космическом корабле»; доп. вариант упражнение «Море».
III блок – Негативные эмоции и страхи. Упражнение «Я ничего не боюсь…».
- Вариант 1. Техника арт-терапии «Рисуем свой страх».
- Вариант 2. Арт-техника рисования на воде «Эбру».
IV блок – Прощание. Упражнение «Под дождем»; Техника арт-терапии «Прощание с…».
V блок – Релаксация. Релаксирующее упражнение «Серебристый туман».
Выводы
Данная программа включает в себя современные психолого-педагогические технологии и подходы, с использованием элементов сенсорной комнаты и арт-терапии. В результате повышается эффективность и качество работы педагогов-психологов по профилактике аутоагрессивного поведения подростков и создание в образовательном учреждении безопасной психологической среды, а также осуществляется «комплексное» сопровождение детей, склонных к аутоагрессивному поведению.
Голос из ВКонтакте