Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Социально-психологическое сопровождение самоопределения и выбора жизненных стратегий молодежи в республике Хакасия» (технология)


Проблема формирования жизненных стратегий личности, острота ее проявления в юношеском возрасте, вопросы становления представлений о будущем жизненном пути, вопросы о психологическом содержании и механизмах формирования жизненных стратегий личности являются мало разработанными в современной науке и до настоящего времени не получили полного и всестороннего освещения. Разнообразие исследуемых сторон построения будущего свидетельствует о многогранности и сложности этого явления, а большое количество терминов для его описания указывает на рассогласованность понятийного аппарата в данной области исследований. Кроме того 2011 год объявлен Генеральной ассамблеей ООН – международным годом молодежи. Проведение международного года молодежи нацелено на полномасштабное и эффективное участие её во всех сферах жизни общества. Поэтому так важна в сложившейся ситуации помощь в самоопределении, выборе персональной траектории  обучения и развития. Пройдя  все  ступени профессионального  становления, молодежь  сталкивается  и с проблемой занятости на рынке труда. Определить пути достижения занятости молодёжи в Республике Хакасия поможет анализ социально-психологических  детерминант самоопределения и выбора жизненных стратегий молодёжи.

Научное исследование носит прикладной характер. Целевая аудитория -молодые люди в возрасте от 16 до 23 лет, учащиеся общеобразовательных школ, студенты и выпускники учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования республики Хакасия. Выборку исследования составили 100 чел.

Объектом исследования является жизненно-личностное и профессиональное самоопределение молодежи.

Предмет исследования - профессиональные намерения, трудовая мотивация, жизненные смыслы и ценностные ориентации обучающихся общеобразовательных школ, студентов и выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования республики Хакасия.

Целипланируемого исследования - изучение профессиональных намерений, трудовой мотивации, жизненных смыслов и ценностных ориентаций обучающихся общеобразовательных школ, студентов и выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования республики Хакасия.

Методы и методология проведения работы: научное исследование проводилось в соответствии с принципами системности, комплексности. В рамках исследования использовался синтез социальных, психологических научно – теоретических подходов и методов изучения проблемы; статистические методы; методы проектирования.

Исследование включает ряд этапов:

  1. Организационный – сентябрь- 2011 г.
  2. Исследовательский – октябрь-ноябрь 2011г.
  3. Проектный – декабрь 2011 г.

Реализация социально-психологического исследования позволила оценить актуальное состояние проблемыпсихологической неподготовленности молодёжи к жизни и труду, к проектированию своего жизненного пути в современных социально-экономических условиях. Это, как правило, обусловлено жизненной неустроенностью, неопределенностью будущего, наличием различных социальных рисков, и возможно, отсутствием реальной помощи в самоопределении.

Очевидно, что доминирующие в обществе ценности и социальные установки обуславливают процесс осуществления жизненного самоопределения, жизненные смыслы и профессиональные мотивымолодежи как наиболее уязвимой социальной группы на рынке труда.

Приоритет отдается ценностной системе, в которой преобладают личные ценности: материальная направленность, ориентация на предпринимательство, стабильность и предсказуемость будущих жизненных событий, потребность познавать и понять себя самого, понять жизнь, чувствовать себя свободным, жить, любить.

Актуальность проблемы усиливается, когда речь касается вопросов психологической адаптации учащихся и студентов в новых социально-экономических условиях и новых системах образования. Сталкиваясь с жизненными трудностями, молодые люди склонны замыкаться в кругу собственных проблем. Они нуждаются в помощи самоопределения, планирования жизненной стратегии  и персональной траектории  развития деловой карьеры, чтобы найти и занять свою социальную и профессиональную нишу.

В республике Хакасия действуют государственные муниципальные учреждения, коммерческие организации (например, республиканский центр занятости населения, Центр психологического сопровождения «Рост», Центр развития ребёнка «Радость», кадровые агентства и другие). Однако они не решают проблем планирования жизненного пути, развития деловой карьеры молодежи. Нет в республике и такого социального института, в чьей компетенции находилось бы решение этих вопросов.

Проведенное исследование позволило научно обосновать необходимость создания Центра для молодежи, в котором будут сосредоточены многие ресурсы в оказании  социально–психологической помощи в самоопределении и планировании карьеры.

Социальным эффектом прикладного исследования является разработанные модель Центра «Выбор» и технология социально–психологического сопровождения процессов самоопределения и выбора жизненных стратегий молодёжи в республике Хакасия.

Апробация результатов исследования: по итогам работы опубликованы тезисы и заслушаны на конференциях «Наука и общество: взгляд молодых исследователей» - материалы пятой научной конференции школьников и студентов с международным участием, г. Абакан (1-2 декабря 2011г.), «Этносы развивающейся России: проблемы и перспективы» - материалы четвертой Всероссийской научно- практической конференции с международным участием, г. Абакан (20-21 октября 2011 г.).

Область применения результатов исследования – психология труда, психология профессионального самоопределения, психоконсультирование.


Комарова Надежда Михайловна - к.псх.н доцент.Основные научные интересы: психология труда, социальная психология управления,   психология управления персоналом, психология организациии, менеджмента и др.

Гребешкова Ольга Юрьевна - к.псх.н доцент. Основные научные интересы: политическая психология, экономическая психология,   психология массового сознания, социальная психология. 

Севостьянова Екатерина Артемовна - ассистент кафедры Прикладной и социальной психологии.  Основные научные интересы социальная психология, психология общения.

Мантикова Анна Владимировна - старший преподаватель кафедры ПСП.  Основные научные интересы - психология маркетинга, психология рекламы,  консультативная психология. 

Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su