Номинация «Психологический инструмент года» по итогам 2023 года
Все проекты номинации в текущем году>
Реферат проекта

«Семейное путешествие к новой речи» (технология "погружения" в семейную групповую логопсихотерапию для дошкольников)

Авторы:

Организация: МБДОУ д/с «Здоровый ребенок» г. Таганрога

Актуальность обусловлена тенденциями увеличения числа дошкольников с нарушениями речевого общения (заикание), поиском наиболее эффективных способов оказания психологической помощи как детям, так и родителям. Разработанный технологический инструмент расширяет возможности психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с заиканием.

Новизна проекта заключается в создании интегративной инновационной технологии, обеспечивающей восстановление полноценного речевого общения у дошкольников с заиканием.

Значимость проекта

Арт-терапевтический технологический комплекс раскрывает интеллектуально-коммуникативно-творческий потенциал всех участников процесса и обогащает инструментально семейную групповую логопсихотерапию для детей дошкольного возраста (школа Н.Л. Карповой – Ю.Б. Некрасовой).

Цель – создание технологии на основе арт-терапевтического комплекса как инструмента для экологичного вхождения детей, их родителей и педагогов в активный этап дошкольной семейной групповой логопсихотерапии.

Задачи:

  1. Разработать технологию с использованием арт-терапевтического комплекса, основанного на сказке, игре и художественной деятельности, для реализации в дошкольной семейной групповой логопсихотерапии.
  2. Повысить эффективность работы на втором и третьем этапах семейной групповой логопсихотерапии по восстановлению полноценного речевого общения у дошкольников с заиканием.
  3. Использовать арт-терапевтическое пространство для построения общего смыслового поля взаимопонимания, сотрудничества и сотворчества детей и взрослых.

Основное содержание работы

Данная технология разработана для организации недели «погружения» и постепенного вхождения детей и родителей в общий процесс преодоления заикания. Организуется на втором и в начале третьего этапа семейной групповой логопсихотерапии. Выступает пропедевтикой активного участия родителей в процессе оказания помощи и поддержки собственным детям, страдающим заиканием. Вызывает позитивные эмоциональные состояния, способствующие формированию устойчивых коммуникативно-речевых навыков, а впоследствии – устойчивых личностных черт.

Этапы реализации

Этап 1 – апробация арт-терапевтических методов работы с детьми и их родителями в процессе восстановления полноценного речевого общения у дошкольников с заиканием – до 2021 года.

Этап 2 – научное обоснование арт-терапевтического комплекса методов в работе с заикающимися дошкольниками как наиболее адекватных их возрасту, вызывающих позитивные эмоциональные состояния, способствующих формированию устойчивых положительных коммуникативно-речевых навыков – 2021-2022 гг.

Этап 3 – завершение создания технологии на основе арт-терапевтического комплекса и алгоритма его реализации в дошкольной группе семейной логопсихотерапии ДОО; итоговый вариант представлен на Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы психологии искусства», 9–10 ноября 2023 г.

Результаты

  • получение участниками ярких впечатлений и эмоций, способствующих мотивации к новой речи – у детей; осознанию собственной роли как терапевтического помощника своего ребенка – у родителей; реализации задач вхождения всей семьи в процесс восстановления полноценного речевого общения – у психологов и педагогов;
  • запуск третьего этапа активной групповой логопсихотерапии и актуализация интеллектуальных, коммуникативных, речевых и творческих способностей у детей и взрослых.

Выводы

  1. Технология «Семейное путешествие к новой речи» обеспечивает экологичное «погружение» всех участников в процесс преодоления заикания у дошкольников, выполняя функции диагностики, мотивации, прогнозирования и моделирования совместной с родителями работы на последующих этапах семейной групповой логопсихотерапии.
  2. Арт-терапевтический технологический комплекс, состоящий из сказочной, игровой и рисуночной терапии с включением музыкальных и театральных средств, оказывает интегративное позитивное воздействие на психику дошкольников и позволяет их родителям входить в единый с детьми резонанс состояний, действий, изменений.
  3. Использование технологии на основе арт-комплекса способствует созданию разнообразного продукта, как материального, в том числе методического; так и нематериального – знания, навыки, ценности. 
За проект проголосовал 31 читатель
  • Коллеги, проект востребован в Год Семьи.. Спасибо за интересные технологии. Голосую за ваш актуальный проект.

  • Нужный проект

  • Очень важный проект условиях повышения количества детей с проблемами речи

  • Проект актуален, т.к. сейчас много детей у которых проблемы с речью.

  • Очень актуально

  • Данный проект очень актуален в наше не простое время, так как у большинства детей есть нарушения речи. Поэтому данный проект поможет педагогам и семьям в решении этой проблемы.

  • Семья — это самое важное, что есть в мире.

  • Проект интересный , познавательный и актуальный. Доступно раскрыт арт-терапевтический комплекс,который используется педагогами на этапе вхождения дошкольников и родителей в семейную групповую логопсихотерапию. Описаны задачи, механизмы и методы воздействия на детей сказкотерапии, игровой и рисуночной терапии, обеспечивающие мотивационную включенность в процесс восстановления полноценного речевого общения, что очень важно при коррекционной работе с заикающимися дошкольниками.

  • Огромное спасибо авторам за их труд! Описанная технология действительно работает!

  • Есипова Оксана
    11.03.2024 в 07:28:02

    Очень интересная тема,так как сейчас мало кто уделяет внимаение на красивую речь

  • Хочу поддержать хороший проект!

  • Василенко Наташа
    12.03.2024 в 22:08:46

    Актуально!Очень заинтересовал проект!

  • Тучкова Лилия
    12.03.2024 в 22:08:46

    Здравствуйте. Очень понравилась эта тема, интересно написано!! Голосую «за».

  • Понравился этот проект. Очень интересная тема.

  • Очень познавательно и интересно

  • Радыш Инна
    12.03.2024 в 22:08:46

    Очень интересный и научно обоснованный проект. Прекрасно, что эта технология позволяет родителям, педагогам и детям работать одной командой,достигать значительных успехов в решении поставленных задач.

  • Artemova Alina
    12.03.2024 в 22:08:46

    Технология погружения в семейную групповую логопсихотерапию на практике доказала свою эффективность

  • В год Семьи очень актуальный проект. Благодарю за глубину и профессиональный подход.

  • Очень интересное направление

  • Пронина Татьяна
    12.03.2024 в 22:08:46

    Очень актуальный проект! Возьму его в копилочку молодого и не очень психолога. Коллегам огромное спасибо!

  • Многолетне проверенная эффективная технология работы с семьями заикающихся детей, представленная таганрогскими специалистами ДОУ, заслуживает поддержки и распространения.

  • Для развития речи ребёнка ему необходимо общение как со сверстниками, так и со взрослыми. Поэтому на специальных занятиях проводилось обучение детей для более плодотворного речевого развития. Очень актуальная и полезная тема. Отдаю свой голос.

  • Отдаю свой голос за проект "Семейное путешествие к новой речи"! Актуально и интересно!!!

  • Для меня очень актуальна эта тема, так как я сама занимаюсь семейной логопсихотерапией..

  • Я только начала изучать тему заикания у детей и мне кажется, этот проект очень интересным. Спасибо специалистам, что делитесь своими знаниями.

  • Я выбрала этот проект, чтобы поддержать коллег, с которыми работаю уже много лет. Более того, эта тема близка мне как бабушке, имеющей внучку с проблемами речи.

  • Филиппова Оксана
    12.03.2024 в 22:08:45

    Проект расширяет возможности психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с заиканием.

  • Добрый вечер, в современной действительности тема взаимодействия с семьями воспитанников является очень актуальной.

  • Здравствуйте, Я отдаю свой голос за проект "Семейное путешествие к новой речи"! Очень актуально.

  • Семейный подход является наиболее целостным в решении проблем речевой коммуникации.

  • Считаю очень важным включение семьи в помощь ребенку с заиканием, не только для решения этой проблемы, но и для улучшения взаимоотношений ребенка с родителями. Очень профессиональный и широконаправленный проект

Последний день голосования – 30 марта

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты 2024 года в номинации «Психологический инструмент года» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе