- Кругликова Анна Юрьевна
кандидат психологических наук, педагог-психолог, МБДОУ д/с «Здоровый ребенок» (Таганрог)
- Крымова Юлия Владимировна
педагог-психолог, МБДОУ д/с "Здоровый ребенок" (Таганрог)
- Прокопец Елена Викторовна
воспитатель, МБДОУ д/с «Здоровый ребенок» (Таганрог)
Организация: МБДОУ д/с «Здоровый ребенок» г. Таганрога
Актуальность обусловлена тенденциями увеличения числа дошкольников с нарушениями речевого общения (заикание), поиском наиболее эффективных способов оказания психологической помощи как детям, так и родителям. Разработанный технологический инструмент расширяет возможности психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с заиканием.
Новизна проекта заключается в создании интегративной инновационной технологии, обеспечивающей восстановление полноценного речевого общения у дошкольников с заиканием.
Значимость проекта
Арт-терапевтический технологический комплекс раскрывает интеллектуально-коммуникативно-творческий потенциал всех участников процесса и обогащает инструментально семейную групповую логопсихотерапию для детей дошкольного возраста (школа Н.Л. Карповой – Ю.Б. Некрасовой).
Цель – создание технологии на основе арт-терапевтического комплекса как инструмента для экологичного вхождения детей, их родителей и педагогов в активный этап дошкольной семейной групповой логопсихотерапии.
Задачи:
- Разработать технологию с использованием арт-терапевтического комплекса, основанного на сказке, игре и художественной деятельности, для реализации в дошкольной семейной групповой логопсихотерапии.
- Повысить эффективность работы на втором и третьем этапах семейной групповой логопсихотерапии по восстановлению полноценного речевого общения у дошкольников с заиканием.
- Использовать арт-терапевтическое пространство для построения общего смыслового поля взаимопонимания, сотрудничества и сотворчества детей и взрослых.
Основное содержание работы
Данная технология разработана для организации недели «погружения» и постепенного вхождения детей и родителей в общий процесс преодоления заикания. Организуется на втором и в начале третьего этапа семейной групповой логопсихотерапии. Выступает пропедевтикой активного участия родителей в процессе оказания помощи и поддержки собственным детям, страдающим заиканием. Вызывает позитивные эмоциональные состояния, способствующие формированию устойчивых коммуникативно-речевых навыков, а впоследствии – устойчивых личностных черт.
Этапы реализации
Этап 1 – апробация арт-терапевтических методов работы с детьми и их родителями в процессе восстановления полноценного речевого общения у дошкольников с заиканием – до 2021 года.
Этап 2 – научное обоснование арт-терапевтического комплекса методов в работе с заикающимися дошкольниками как наиболее адекватных их возрасту, вызывающих позитивные эмоциональные состояния, способствующих формированию устойчивых положительных коммуникативно-речевых навыков – 2021-2022 гг.
Этап 3 – завершение создания технологии на основе арт-терапевтического комплекса и алгоритма его реализации в дошкольной группе семейной логопсихотерапии ДОО; итоговый вариант представлен на Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы психологии искусства», 9–10 ноября 2023 г.
Результаты
- получение участниками ярких впечатлений и эмоций, способствующих мотивации к новой речи – у детей; осознанию собственной роли как терапевтического помощника своего ребенка – у родителей; реализации задач вхождения всей семьи в процесс восстановления полноценного речевого общения – у психологов и педагогов;
- запуск третьего этапа активной групповой логопсихотерапии и актуализация интеллектуальных, коммуникативных, речевых и творческих способностей у детей и взрослых.
Выводы
- Технология «Семейное путешествие к новой речи» обеспечивает экологичное «погружение» всех участников в процесс преодоления заикания у дошкольников, выполняя функции диагностики, мотивации, прогнозирования и моделирования совместной с родителями работы на последующих этапах семейной групповой логопсихотерапии.
- Арт-терапевтический технологический комплекс, состоящий из сказочной, игровой и рисуночной терапии с включением музыкальных и театральных средств, оказывает интегративное позитивное воздействие на психику дошкольников и позволяет их родителям входить в единый с детьми резонанс состояний, действий, изменений.
- Использование технологии на основе арт-комплекса способствует созданию разнообразного продукта, как материального, в том числе методического; так и нематериального – знания, навыки, ценности.