«Практика мультимодальной терапии: из опыта психолога-консультанта» (картотека случаев оказания психологической помощи детям и взрослым)
Цель – показать на практике эффективность мультимодальной техники.
Теоретическая значимость
Уточнено влияние проективных методик в терапевтическом процессе на работу психики. Показаны разные варианты терапевтических воздействий на психику с положительным результатом коррекции и диагностики психологических состояний. Полученные данные о разных видах динамики психологических состояний людей обогащают представление о мультимодальной проективной технологии. Результаты работы значительно расширяют возможность применения технологии для восстановления психологического здоровья людей.
Практическая значимость
Предложенные варианты работы могут использоваться в терапевтической практике как пример, ориентир и готовый алгоритм действий. Результаты дают возможность прогноза психических состояний у людей в процессе переживаний тяжелых жизненных состояний. Данные исследования заключается представлены на практике при взаимодействии с мультимодальной проективной технологией, как с эффективной терапевтической теорией.
Актуальность проблемы
Переживание — сложное психологическое образование, включающее в себя и когнитивный, аффективный и мотивационно-поведенческий компонент, и в этом своем качестве оно выступает как процесс трансформации во времени системы личностных отношений. Пусковым механизмом такой трансформации может стать изменение привычного уклада жизни, когда сложившаяся система отношений личности оказывается не адекватна складывающейся ситуации.
В периоде жизни человек сталкивается с трудностями разного характера, с ним происходят события, которые способны повлиять на всю его жизнь. Некоторые трудности человек способен пройти и справиться с ними, но есть такие «удары судьбы», которые человеку самому невозможно преодолеть. Такой период, который человек проживает – называется переживанием. Как справиться с тем, чего уже вернуть нельзя, как восстановить в памяти положительные моменты жизни, как суметь научиться заново жить и т.д. такие вопросы возникают у людей, когда они находятся на самом краю своей жизни. Предлагаю на примере своей практики увидеть эффективность работы в терапии с людьми и возвращение их в состояние психологической стабильности. Применение мультимодальной технологии показывает, как возможно смоделировать внутренние условия переживания, где на основе фантазийных моделей прорабатываются текущие проблемы и порождаются новые смыслы.
Гипотеза
Авторский процесс терапии способствует переплетению двух областей – Созерцания-переживания и Действия-переживания. Первая идет от общего набора восприимчивости индивида, вторая – опыта уже предпринимаемых шагов. Переплетение формирует цепочку жизненного узора судьбы человека. Так возникает способность к изменениям и влиянию на процесс переживания.
Обоснованность результатов обеспечивается большим объемом выборки испытуемых.
Основные постулаты исследования:
- Мультимодальная проективная технология включает в себя множество методов и способов достичь внутреннего состояния равновесия и вернуться к участию в своей жизни, находя ориентиры дальнейших действий и желания жить.
- С помощью мультимодальной технологии формируются условия для катализации переживания, то есть для работы со смыслами, которые обычно не даны явно. Прорабатывая данные стимулы, человек расширяет свой психологический опыт так, что когнитивный компонент переживания становится доступен, решения находятся, аффект редуцируется.
- Мультимодальная проективная технология состоит из проективных изображений, метафорических картинок, фотографий природы, изображений животных, терапевтических стихотворений, песен, музыки, изобразительных материалов, сказочных сюжетов, создание терапевтических сказок, песочные терапевтические анимационные фильмы, творческое самовыражение через краски на воде, танец и философскую концепцию У-Син с иллюстрациями китайской живописи.
Новизна
Впервые представлена практика психолога-консультанта, разрабатывающего соединение большого спектра творческих инструментов, оказывающих влияние на систему внутренних нервно-психических состояний, подвергающихся к изменению и восстановлению, для выхода в продуктивное здоровое состояние психики, возвращая человека к жизни.
Впервые представлена мультимодальная технология, включающая в себя ряд методов и способов, объединяющиеся в терапевтический процесс для коррекции психических состояний людей разного возраста с целью трансформации переживания горя в проживание периода своей жизни. Полученные данные способны внести огромный вклад в психологию, как науку, способную двигаться вперед на благо человечества.
Апробация работы
Проведена апробация мультимодальной технологии с большим количеством людей, дающие положительные результаты.
В книге автор наглядно демонстрирует применение искусства. Будь то поэзия, проза, былины, сказки, рассказы, спектакли, басни или анекдоты, все, что с чем человек соприкасается прямо или косвенно. Этот метод включает в себя сказкотерапию как метод, объединяющий сюжеты отношений и имеющий свою последовательность той или иной истории, с которой себя отождествляет человек. Эта история может быть знакомой или нет, но в процессе терапии этот сюжет выходит из бессознательного на поверхность сознания для возможности внести коррекцию нервно-психического состояния.
Автор показывает, как способно работать воображение и фантазия, для того чтобы суметь выстроить новую историю своей жизненной позиции. Практика показывает, как идет процесс беседы, как появляется возможность увидеть общую картину жизни человека до и после случившейся тяжелой ситуации. Если нельзя вернуть ничего и сделать, то можно создать новое путем понимания того, что человек сейчас делает не только в своей жизни, а в мире в целом. и через символы и образы с помощью арт-терапии узнаем себя и опираясь на природные явления, природный мир со своим наполнением человеческих проявлений в искусстве, живописи, поэзии и т.д. находим подсказки и приобретаем понимание и осознание происходящего. Это позволяет менять свою историю жизни.
Модель поведения человека в процессе переживания и проживания сложной жизненной ситуации, демонстрирует определенные этапы от начала процесса до точки выхода на благоприятный уровень. Рассматривая с точки зрения фантазийной способности человека, возможно создать свою реальность:
- проживание;
- сохранение себя;
- ради чего все это;
- было-создаю;
- что я хочу, что мне истинно надо.
Выводы
Представленные данные является наглядным пособием работы с людьми в разных тяжелых жизненных ситуациях. Автор, описывая способ работы, дает инструмент в психологической практике психологам и людям помогающих профессий. На практике показано как с помощью мультимодальной терапии можно добиться желаемого результата. Этот опыт сможет внести вклад в психологическую практику с целью развития и укрепления психологии как науки, развивающей психологически здоровое общество.