Номинация «Проект года в психологической практике»
Все проекты номинации >
Реферат проекта

«Психокоррекционная работа со слабоуспевающими учащимися» (программа занятий для учащихся начальной школы)

Автор:

Цель программы: коррекция и психопрофилактика личностной (эмоциональной, познавательной, поведенческой) сферы ребёнка

Основные задачи программы: повышение уровня общего познавательного развития детей, коррекция индивидуальных недостатков психофизического развития. Она обеспечивает активизацию познавательной деятельности и развитие речи на основе непосредственных наблюдений предметов и явлений, близких жизненному опыту обучающихся.

Программа позволяет решать связанные воедино образовательные, коррекционные и воспитательные задачи:

  • повышение адаптивных возможностей детей благодаря улучшению их социальной  ориентировки; обогащение жизненного опыта детей путём организации практической и продуктивной деятельности;
  • систематизация знаний и представлений, способствующая лучшему усвоению учебного материала по всем дисциплинам начальной степени обучения;
  • уточнения, расширения и активизация лексического запаса;
  • улучшение зрительного восприятия, зрительной и словесной памяти;
  • активизация мыслительной деятельности (навыков планомерного и соотносительного анализа, практической группировки и классификация изучаемых предметов из ближайшего окружения ученика;
  • развитие устной монологической речи; 
  • активизация познавательных процессов и речи детей;
  • развитие логического мышления;
  • развитие слуховой памяти и увеличение объёма произвольного слухового внимания;
  • развитие сенсомоторики;
  • развитие внимания;
  • развитие воссоздающего и творческого воображения, мышления;
  • развитие внимания и сообразительности;
  • развитие переключение и распределение внимания;
  • развитие понимания;
  • развитие мыслительных операций, действий и умений и т.д.

Программа коррекционных занятий ориентирована на учеников 1-5 классов. Она построена с учётом специфики усвоения учебного материала детьми, испытывающими трудности в обучении (причиной которых являются различного задержки психического развития).

Статистика последних лет свидетельствует, что число «слабоуспевающих», «педагогических запущенных» детей растёт. Психокоррекционная работа направлена на оптимизацию личностно-ориентированного подхода, на решение проблемы школьной неуспеваемости, на исправление дефектов познавательной сферы, связанных с последствиями педагогической запущенности. Действенная помощь учащимся может быть оказана только на путях психологического подхода к анализу и устранению возникших в процессе обучения трудностей. Предлагаемая программа актуальна, так как работа по нему ведёт к решению проблемы школьной неуспеваемости, педагогической запущенности способствует принципиальному изменению содержания работы учителя и психолога с отстающими в учении школьниками и исправление дефектов познавательной сферы. Психокоррекционная программа  имеет большую практическую значимость, так как может быть использована специалистами в психокоррекционной работе с учащимися, испытывающими трудности в обучении. Год создания программы: 2007г. Данная программа апробировалась МОУ  СОШ №57  в течении 3-х лет.

Наблюдения за учениками в ходе выполнения ими учебных действий  позволяют сделать выводы, необходимые при подборе и составлении индивидуальных заданий. На основе предварительного изучения учащегося выделяются те стороны его личности, которые в наибольшей степени мешают успешной учебной деятельности. Анализ медицинских карт выявляет определённые диагнозы у детей, которые лежат в истоках причин неуспеваемости. Из практики: чаще всего у детей отмечаются общее недоразвитие речи, дизартрия, дислалия, минимально мозговая дисфункция. Родители детей делегируются на консультации к узким специалистам (логопеду, неврологу, психиатру). Данный сбор информации позволяет определить область поиска, детально изучить психологические особенности детей, оказать психолого-педагогическую помощь. 

Были получены следующие результаты коррекционных занятий успешности и уровня развития слабоуспевающих школьников (учащихся коррекционных групп):

2009-2010 год. Низкий уровень – 19%, ниже среднего – 13%, средний – 68%, высокий – 0%.

2010-2011 год. Низкий уровень-0  ниже среднего – 1%, средний – 79%, высокий – 20%.

Анализ результатов свидетельствует о положительных изменениях в развитии познавательной активности у детей. Успешно преодолеваются трудности в обучении за счёт интенсивной и регулярной коррекционной работы с учащимися.

Коррекционно-развивающая деятельность направлена на коррекцию отдельных сторон психической деятельности и нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы. Безоценочность, включение в задания игровых моментов создают положительный фон, необходимый детям для преодоления своих трудностей. Упражнения направлены на обогащение словарного запаса, развитие устной монологической речи, развитие логического мышления, развитие и увеличение объёма памяти, развитие сенсомоторики, развитие внимания, воображения, мышления и др.Составляются психолого-педагогические характеристики, содержащие информацию об особенностях детей. В Дневнике динамических наблюдений фиксируются  изменения, происходящие у детей в промежуток времени, когда осуществляется коррекционная деятельность. В течение учебного года  осуществляется консультативную деятельность. Рекомендации по решению проблемы школьной неуспеваемости получают   учителя и родители.

Результаты

Об эффективности проводимой коррекционной работы говорят положительные изменения в развитии детей. Можно с уверенностью сказать, что у детей закрепилось «желание учиться». По психокоррекционной программе удалось добиться изменений в интеллектуальном и личностном развитии слабоуспевающих  педагогически запущенных учащихся.

Выводы:

  1. В ходе психокоррекционной работы была оказана действенная помощь учителям в работе с учащимися, испытывающими трудности в обучении.
  2. Эффективность психокоррекционной работы очевидна, так как она обусловлена дифференцированным подходом к слабоуспевающим, педагогически запущенным учащимся, ведёт к оптимизации процесса преодоления учебных трудностей. Таким образом, разработанная и  предложенная мною модель «Психокоррекционная работа со слабоуспевающими учащимися», имеет достаточную результативность и эффективность. Вышеизложенная цель считается достигнутой.

  

Содержательные материалы

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты в номинации «Проект года в психологической практике» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе