«Психокоррекционная работа со слабоуспевающими учащимися» (программа занятий для учащихся начальной школы)
Цель программы: коррекция и психопрофилактика личностной (эмоциональной, познавательной, поведенческой) сферы ребёнка
Основные задачи программы: повышение уровня общего познавательного развития детей, коррекция индивидуальных недостатков психофизического развития. Она обеспечивает активизацию познавательной деятельности и развитие речи на основе непосредственных наблюдений предметов и явлений, близких жизненному опыту обучающихся.
Программа позволяет решать связанные воедино образовательные, коррекционные и воспитательные задачи:
- повышение адаптивных возможностей детей благодаря улучшению их социальной ориентировки; обогащение жизненного опыта детей путём организации практической и продуктивной деятельности;
- систематизация знаний и представлений, способствующая лучшему усвоению учебного материала по всем дисциплинам начальной степени обучения;
- уточнения, расширения и активизация лексического запаса;
- улучшение зрительного восприятия, зрительной и словесной памяти;
- активизация мыслительной деятельности (навыков планомерного и соотносительного анализа, практической группировки и классификация изучаемых предметов из ближайшего окружения ученика;
- развитие устной монологической речи;
- активизация познавательных процессов и речи детей;
- развитие логического мышления;
- развитие слуховой памяти и увеличение объёма произвольного слухового внимания;
- развитие сенсомоторики;
- развитие внимания;
- развитие воссоздающего и творческого воображения, мышления;
- развитие внимания и сообразительности;
- развитие переключение и распределение внимания;
- развитие понимания;
- развитие мыслительных операций, действий и умений и т.д.
Программа коррекционных занятий ориентирована на учеников 1-5 классов. Она построена с учётом специфики усвоения учебного материала детьми, испытывающими трудности в обучении (причиной которых являются различного задержки психического развития).
Статистика последних лет свидетельствует, что число «слабоуспевающих», «педагогических запущенных» детей растёт. Психокоррекционная работа направлена на оптимизацию личностно-ориентированного подхода, на решение проблемы школьной неуспеваемости, на исправление дефектов познавательной сферы, связанных с последствиями педагогической запущенности. Действенная помощь учащимся может быть оказана только на путях психологического подхода к анализу и устранению возникших в процессе обучения трудностей. Предлагаемая программа актуальна, так как работа по нему ведёт к решению проблемы школьной неуспеваемости, педагогической запущенности способствует принципиальному изменению содержания работы учителя и психолога с отстающими в учении школьниками и исправление дефектов познавательной сферы. Психокоррекционная программа имеет большую практическую значимость, так как может быть использована специалистами в психокоррекционной работе с учащимися, испытывающими трудности в обучении. Год создания программы: 2007г. Данная программа апробировалась МОУ СОШ №57 в течении 3-х лет.
Наблюдения за учениками в ходе выполнения ими учебных действий позволяют сделать выводы, необходимые при подборе и составлении индивидуальных заданий. На основе предварительного изучения учащегося выделяются те стороны его личности, которые в наибольшей степени мешают успешной учебной деятельности. Анализ медицинских карт выявляет определённые диагнозы у детей, которые лежат в истоках причин неуспеваемости. Из практики: чаще всего у детей отмечаются общее недоразвитие речи, дизартрия, дислалия, минимально мозговая дисфункция. Родители детей делегируются на консультации к узким специалистам (логопеду, неврологу, психиатру). Данный сбор информации позволяет определить область поиска, детально изучить психологические особенности детей, оказать психолого-педагогическую помощь.
Были получены следующие результаты коррекционных занятий успешности и уровня развития слабоуспевающих школьников (учащихся коррекционных групп):
2009-2010 год. Низкий уровень – 19%, ниже среднего – 13%, средний – 68%, высокий – 0%.
2010-2011 год. Низкий уровень-0 ниже среднего – 1%, средний – 79%, высокий – 20%.
Анализ результатов свидетельствует о положительных изменениях в развитии познавательной активности у детей. Успешно преодолеваются трудности в обучении за счёт интенсивной и регулярной коррекционной работы с учащимися.
Коррекционно-развивающая деятельность направлена на коррекцию отдельных сторон психической деятельности и нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы. Безоценочность, включение в задания игровых моментов создают положительный фон, необходимый детям для преодоления своих трудностей. Упражнения направлены на обогащение словарного запаса, развитие устной монологической речи, развитие логического мышления, развитие и увеличение объёма памяти, развитие сенсомоторики, развитие внимания, воображения, мышления и др.Составляются психолого-педагогические характеристики, содержащие информацию об особенностях детей. В Дневнике динамических наблюдений фиксируются изменения, происходящие у детей в промежуток времени, когда осуществляется коррекционная деятельность. В течение учебного года осуществляется консультативную деятельность. Рекомендации по решению проблемы школьной неуспеваемости получают учителя и родители.
Результаты
Об эффективности проводимой коррекционной работы говорят положительные изменения в развитии детей. Можно с уверенностью сказать, что у детей закрепилось «желание учиться». По психокоррекционной программе удалось добиться изменений в интеллектуальном и личностном развитии слабоуспевающих педагогически запущенных учащихся.
Выводы:
- В ходе психокоррекционной работы была оказана действенная помощь учителям в работе с учащимися, испытывающими трудности в обучении.
- Эффективность психокоррекционной работы очевидна, так как она обусловлена дифференцированным подходом к слабоуспевающим, педагогически запущенным учащимся, ведёт к оптимизации процесса преодоления учебных трудностей. Таким образом, разработанная и предложенная мною модель «Психокоррекционная работа со слабоуспевающими учащимися», имеет достаточную результативность и эффективность. Вышеизложенная цель считается достигнутой.
Хабилова Зульфия Арслан-Алиевна - педагог-психолог, место работы - МОУ СОШ №57, принимала участие в конкурсе «Педагог-психолог года Дагестан-2010» и заняла 3-место. Выступала на городских и районных семинарах педагогов-психологов: (2009-2011 г.):
- Сущность и структура педагогической деятельности;
- Педагогическое общение как творческий процесс;
- Психология обучения;
- Культура педагогического общения;
- Повышение эффективности педагогического процесса на основе инновационного опыта.
Награждена нагрудным знаком «Отличник образования Республики Дагестан».
Основные публикации: статья «Программа психокоррекционных занятий» (областная газета «ГОЛОС ПРОФСОЗА ОБРАЗОВАНИЯ», ноябрь 2011г.). Направлен на публикацию материал в городскую газету «Дагестанская школа»(статья «Программа психокоррекционных занятий»), (статья «Повышение эффективности педагогического процесса на основе инновационного опыта»).