- Решетников Михаил Михайлович
ректор, Восточно-Европейский институт психоанализа (Санкт-Петербург)
- Шаргалина Зоя Александровна
супервизор, тренинговый групповой аналитик, (Санкт-Петербург)
Организация: совместный проект Общества группового анализа и АНО ВО «ВЕИП»
Актуальность
Данный курс был создан по итогам работы ректора АНО ВО «ВЕИП» профессора М.М. Решетникова в ЛНР по запросу специалистов психологических факультетов, медицинских и педагогических вузов ЛНР и ДНР. Создание масштабного видеокурса высокого качества осуществлялось усилиями двух организаций – ОГРА и АНО ВО «ВЕИП».
«Теоретический курс по групповому анализу» является первым онлайн-курсом по методам и особенностям групповой работы с психической травмой в больших и малых группах. Курс создан для специалистов помогающих профессий, имеющих медицинское, психологическое, психоаналитическое, педагогическое образование.
Представленные на курсе материалы дополнены личным профессиональным опытом авторов по работе с людьми, пережившими психотравмирующие ситуации.
Содержание
Курс состоит из 9 видеолекций, посвящённых истории происхождения группового анализа, вкладу британских психоаналитиков Биона и Фуолкса, и особое внимание авторы уделяют особенностям работы с травмой и такими явлениями как вторичная травматизация и передача травмы другим поколениям.
Содержание курса:
- Ознакомительная лекция. Профессиональный путь группового аналитика. История ОГРА как профессионального сообщества.
- Терапевтические факторы группы. Динамика терапевтической работы в группе.
- История возникновения групп. Современные взгляды на группы. Эффективность групповой работы.
- Работа с травмой. Часть 1. Понимание травмы в психоаналитическом подходе, травматическое событие, первичная тревога.
- Работа с травмой. Часть 2. Работа с пострадавшими в случаях массового поражения: стихийных бедствиях, техногенных и антропогенных катастрофах.
- Работа с травмой. Часть 3. Передача травмы, ее проявления в следующих поколениях. Синдром выжившего. Вторичная травматизация.
- Работа с травмой. Часть 4. Трансгенерационная передача травмы на примере большой группы. Концепция групповой матрицы.
- Круглый стол «Современные группаналитические подходы. Перспективы и социальное применение группового анализа».
- Заключительная встреча. Сравнительный анализ вклада Фоулка и Биона в теорию больших групп. Подведение итогов.
Результаты и выводы
Проект был опубликован в бесплатном доступе в интернете в 2023 году. За первую неделю курса с ним успели ознакомиться 707 человек. Всем заинтересованным в дальнейшей работе с группами предоставлена возможность пройти последующее обучение и стать сертифицированным специалистом по группанализу. Таким образом, можно восполнить дефицит профильных специалистов по травме, которые способны работать с большими и малыми группами пострадавших в различных катастрофах.
Теоретический курс по групповому анализу.
Работа с травмой. Часть 1.