Номинация «Книга года по психологии» по итогам 2023 года
Все проекты номинации в текущем году>
Реферат проекта

«Личностные ресурсы спортсменов: структура, содержание, психологические условия их реализации в детско-юношеском спорте» (монография)

Автор:

  • Уляева Лира Гаязовна

    доцент, кандидат психологических наук, Москвский государственный университет спорта и туризма, Ассоциация спортивных психологов (Москва)

Организация: Московский государственный университет спорта и туризма

Актуальность

Высокие достижения в современном спорте, в отличие от физической культуры и так называемого массового спорта, достигаются путем больших физических и психических напряжений, на фоне постоянной тренировочной работы с большим объемом и высокой интенсивностью общих и специальных упражнений.

Безусловно, стремление заниматься двигательной деятельностью, проверить свой физический и психический потенциал включается в мотив деятельности и сторонника физической культуры, и спортсмена высокого класса. Но ведущий мотив у последнего – достижение успеха, который социально обусловлен и осознается как выполнение общественной задачи.

В спорте высших достижений, в отличие от физической культуры и массового спорта, стремление к физическим движениям, двигательной активности как бы отступает на второй план. Именно от содержательных характеристик личности спортсмена зависит успешность его выступлений на соревнованиях и уровень подготовки к ним. Но отсутствие представления о роли личности в общей профессиональной «картине видения» у специалистов приводит к тому, что упор при подготовке спортсменов делается на эффективность функционирования соматических проявлений, а не на формирование необходимых личностных качеств. Этим и определяются порой срывы в выступлениях на соревнованиях.

Акцент современных исследований смещается в сторону личности человека-спортсмена как высшей инстанции управления не только психическими процессами, но и психофизиологическими функциями и, следовательно, раскрытие структуры личности, ее направленность составляет основное содержание современной науки о двигательной активности человека в рамках спортивной деятельности.

Новизна

Одним из перспективных подходов к исследованиям в области психологии спорта является ресурсный подход. Успешность спортсмена, его способность достигать высоких результатов обусловливается, как известно, не только свойственным ему психическим состоянием и качествами, проявляемыми в данный момент, но и актуализацией его ресурсов, имеющегося потенциала. Проблема может состоять в том, что спортсмен порой не знает о своих ресурсах, не может соотнести их с ресурсами других спортсменов, или не владеет приемами и методами их накопления и последующей актуализации.  Пусковым механизмом актуализации личностных ресурсов является взаимодействие человека с жизненной средой, которое чревато стрессами, противоречиями, неблагоприятными обстоятельствами. Их преодоление с помощью имеющихся, накопленных ресурсов и создает, на наш взгляд, основу для самореализации личности. Соответственно, личностный ресурс, накапливаемый и реализуемый в одних обстоятельствах, может впоследствии способствовать самореализации личности в других жизненных ситуациях.

Значимость

Психологические ресурсы личности стабильно привлекают внимание многих исследователей. Характеризуя жизненный путь личности, С.Л. Рубинштейн в своей работе «Человек и мир» указывает на «внутренние возможности и потенции человека», его «внутренние силы», способность «выходить за пределы» самого себя, указывая тем самым на заложенные в каждом человеке ресурсы и необходимость им реализации. Применительно к сфере спортивной деятельности, можно предположить, что спортсмен может быть эффективным в спорте, так как верит в имеющиеся у него ресурсы. Б.Г. Ананьев, развивая идеи С.Л. Рубинштейна, в качестве важнейшей задачи наук о человеке назвал «изучение сложной совокупности актуальных и потенциальных характеристик человека как субъекта деятельности». Он указывал на возможность построения обобщенной модели личностных ресурсов.

Исследование личностных ресурсов не носит еще системного характера, хотя выявление их типов, функций, механизмов действия имеет несомненно научный и практический интерес. В контексте заявленной темы исследования представляет интерес определение, предложенное С.А. Калашниковой, согласно которой личностные ресурсы рассматриваются как «система способностей человека к устранению противоречий с жизненной средой, преодоления неблагоприятных жизненных обстоятельств посредством трансформации ценностно-смыслового измерения личности, задающего ее направленность и создающего основу для самореализации» (Калашникова, С.А. Личностные ресурсы и психологическое здоровье человека: соотношение содержания понятий // Гуманитарный вектор. 2011. №2 (26). – С. 185-189.)

Формирование, актуализацию и активизацию психологических ресурсов можно считать одной из центральных проблем психологического сопровождения личности в детско-юношеском спорте, способствующего успешной самореализации спортсмена.

Способность спортсмена к использованию своих ресурсов, их сознательной актуализации и реализации не является врожденной. Необходима специальная психологическая работа с ним для того, чтобы он мог осознать свои ресурсы, научился их накапливать и актуализировать в нужный момент.

Основное содержание

Монография посвящена проблеме психологической подготовки юных спортсменов, реализации их личностных ресурсов в спортивной деятельности. Представлены результаты многолетних психологических исследований личностных ресурсов спортсменов с разными спортивными достижениями и разной спортивной квалификации. Раскрыто содержание психофизиологических, мотивационно-ценностных, эмоционально-волевых и самооценочных ресурсов личности спортсменов. Выявлены психологические условия реализации личностных ресурсов юных спортсменов в тренировочной и соревновательной деятельности. Представлены авторские методические разработки, получившие экспериментальное подтверждение своей эффективности.

Результаты

Книга интересна не только студентам и аспирантам, обучающимся по специальностям психологического образования, а также практикующим спортивным психологам, педагогам, тренерам, осуществляющим свою профессиональную деятельность в системе комплексной спортивной подготовки юных спортсменов.

Содержательные материалы

Рекомендации (или диплом о присвоении автору ученой степени)

За содействие в реализации проекта авторы благодарят коллег

За проект проголосовали 15 читателей
  • Таких книг крайне мало, а потребность острая

  • Качественная работа.

  • Книга интересна, актуальна в настоящее время!

  • Книга полезна тем, что содержит концептуальные основания для практики раскрытия психологических ресурсов спортсменов юношеского возраста.

  • Уважаемая Лира Гаязовна! Большое спасибо за Вашу Оценку моей книги. Я, в свою очередь, благодарю Вас за Ваш труд. Очень содержательная, интересная, нужная книга для спортсменов и тренеров. Рекомендую ее в финальную четверку и желаю победы в конкурсе . Поздравляю с Днем 8 Марта и желаю дальнейших творческих успехов, счастья и удач в научно-учебной деятельности. С уважением И.Юров

  • Тема детско-юношеского спорта сейчас всё больше актуальна. Благодарность за книгу, за освещённые в ней вопросы.

  • Особая ценность монографии в том, что в ней представлены результаты многолетних психологических исследований спортсменов с разными спортивными достижениями и разной спортивной квалификации, что позволяет студентам, аспирантам и практикующим спортивным психологам, педагогам, тренерам, осуществлять свою профессиональную деятельность в системе комплексной спортивной подготовки юных спортсменов.

  • Актуальные вопросы практического руководства в работе с юными спортсменами

  • Учитывая небольшой объем литературы по психологии спорта, написанной простым языком, доступным не столько психологам, сколько тренерам , работающим с детьми и занимающимся формированием личности, книга актуальна и содержит необходимый набор базовых знаний

  • Шатохина Дарья
    12.03.2024 в 22:08:46

    Основы реализации новой программы в ДЮС

  • Актуальная тема

  • Очень актуальная тема в психологии спорта. Будет полезна как и тренерам, так и самим спортсменам.

  • Тема личностных ресурсов очень актуальна сегодня. Данная книга полезна как спортивным тренерам, так и родителям спортсменов для воспитания зрелой личности как в спорте, так и в жизни.

  • Продуманная теория, конкретная практика

  • В настоящее время книг по проблемам психологической подготовки в спорте издается явно недостаточно, поэтому считаю необходимым поддержать данный проект, который будет интересен и полезен для любого специалиста, работающего как со спортсменами начинающими, так и в спорте высших достижений

Последний день голосования – 30 марта

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе