«Личностные ресурсы спортсменов: структура, содержание, психологические условия их реализации в детско-юношеском спорте» (монография)
Организация: Московский государственный университет спорта и туризма
Актуальность
Высокие достижения в современном спорте, в отличие от физической культуры и так называемого массового спорта, достигаются путем больших физических и психических напряжений, на фоне постоянной тренировочной работы с большим объемом и высокой интенсивностью общих и специальных упражнений.
Безусловно, стремление заниматься двигательной деятельностью, проверить свой физический и психический потенциал включается в мотив деятельности и сторонника физической культуры, и спортсмена высокого класса. Но ведущий мотив у последнего – достижение успеха, который социально обусловлен и осознается как выполнение общественной задачи.
В спорте высших достижений, в отличие от физической культуры и массового спорта, стремление к физическим движениям, двигательной активности как бы отступает на второй план. Именно от содержательных характеристик личности спортсмена зависит успешность его выступлений на соревнованиях и уровень подготовки к ним. Но отсутствие представления о роли личности в общей профессиональной «картине видения» у специалистов приводит к тому, что упор при подготовке спортсменов делается на эффективность функционирования соматических проявлений, а не на формирование необходимых личностных качеств. Этим и определяются порой срывы в выступлениях на соревнованиях.
Акцент современных исследований смещается в сторону личности человека-спортсмена как высшей инстанции управления не только психическими процессами, но и психофизиологическими функциями и, следовательно, раскрытие структуры личности, ее направленность составляет основное содержание современной науки о двигательной активности человека в рамках спортивной деятельности.
Новизна
Одним из перспективных подходов к исследованиям в области психологии спорта является ресурсный подход. Успешность спортсмена, его способность достигать высоких результатов обусловливается, как известно, не только свойственным ему психическим состоянием и качествами, проявляемыми в данный момент, но и актуализацией его ресурсов, имеющегося потенциала. Проблема может состоять в том, что спортсмен порой не знает о своих ресурсах, не может соотнести их с ресурсами других спортсменов, или не владеет приемами и методами их накопления и последующей актуализации. Пусковым механизмом актуализации личностных ресурсов является взаимодействие человека с жизненной средой, которое чревато стрессами, противоречиями, неблагоприятными обстоятельствами. Их преодоление с помощью имеющихся, накопленных ресурсов и создает, на наш взгляд, основу для самореализации личности. Соответственно, личностный ресурс, накапливаемый и реализуемый в одних обстоятельствах, может впоследствии способствовать самореализации личности в других жизненных ситуациях.
Значимость
Психологические ресурсы личности стабильно привлекают внимание многих исследователей. Характеризуя жизненный путь личности, С.Л. Рубинштейн в своей работе «Человек и мир» указывает на «внутренние возможности и потенции человека», его «внутренние силы», способность «выходить за пределы» самого себя, указывая тем самым на заложенные в каждом человеке ресурсы и необходимость им реализации. Применительно к сфере спортивной деятельности, можно предположить, что спортсмен может быть эффективным в спорте, так как верит в имеющиеся у него ресурсы. Б.Г. Ананьев, развивая идеи С.Л. Рубинштейна, в качестве важнейшей задачи наук о человеке назвал «изучение сложной совокупности актуальных и потенциальных характеристик человека как субъекта деятельности». Он указывал на возможность построения обобщенной модели личностных ресурсов.
Исследование личностных ресурсов не носит еще системного характера, хотя выявление их типов, функций, механизмов действия имеет несомненно научный и практический интерес. В контексте заявленной темы исследования представляет интерес определение, предложенное С.А. Калашниковой, согласно которой личностные ресурсы рассматриваются как «система способностей человека к устранению противоречий с жизненной средой, преодоления неблагоприятных жизненных обстоятельств посредством трансформации ценностно-смыслового измерения личности, задающего ее направленность и создающего основу для самореализации» (Калашникова, С.А. Личностные ресурсы и психологическое здоровье человека: соотношение содержания понятий // Гуманитарный вектор. 2011. №2 (26). – С. 185-189.)
Формирование, актуализацию и активизацию психологических ресурсов можно считать одной из центральных проблем психологического сопровождения личности в детско-юношеском спорте, способствующего успешной самореализации спортсмена.
Способность спортсмена к использованию своих ресурсов, их сознательной актуализации и реализации не является врожденной. Необходима специальная психологическая работа с ним для того, чтобы он мог осознать свои ресурсы, научился их накапливать и актуализировать в нужный момент.
Основное содержание
Монография посвящена проблеме психологической подготовки юных спортсменов, реализации их личностных ресурсов в спортивной деятельности. Представлены результаты многолетних психологических исследований личностных ресурсов спортсменов с разными спортивными достижениями и разной спортивной квалификации. Раскрыто содержание психофизиологических, мотивационно-ценностных, эмоционально-волевых и самооценочных ресурсов личности спортсменов. Выявлены психологические условия реализации личностных ресурсов юных спортсменов в тренировочной и соревновательной деятельности. Представлены авторские методические разработки, получившие экспериментальное подтверждение своей эффективности.
Результаты
Книга интересна не только студентам и аспирантам, обучающимся по специальностям психологического образования, а также практикующим спортивным психологам, педагогам, тренерам, осуществляющим свою профессиональную деятельность в системе комплексной спортивной подготовки юных спортсменов.
Голос из ВКонтакте