- Мальцев Андрей Евгеньевич
Клинический психолог, ГУЗ "Тульский областной наркологический диспансер №1" Щекинский филиал , (Щекино)
Актуальность
Среди основных тенденций, характеризующих наркологическую ситуацию в РФ, где химической зависимостью страдают более 5 миллионов человек, тревогу вызывает приток в среду наркоманов молодых (до 70%), которые имеют опыт ранней алкоголизации. Особенно ярко это проявляется в г.Щёкино, где за 3 года число употребляющих ПАВ подростков, впервые выявленных, увеличилось в 15 раз. По результатам исследования в ТО уровень распространенности экспериментирования с ПАВ превышает среднероссийский в 2 раза среди мальчиков и в 2,7 раза среди девочек! Это способствует омоложению возраста потребителей ПАВ. Данный показатель характеризует распространенность «эксперементального» употребления ПАВ.
Очевидным является факт, что молодое поколение находится в эпицентре социально-психологического кризиса.Подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывных интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от их последствий, которые способны определить всю дальнейшую жизнь. Разрушены сложившиесястереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации девальвируются. Выработка новых концепций поведения происходит хаотично, бессистемно и лавинообразно.
Родители осведомлены о драматичности взаимоотношений человека с наркотиком, но для большинства из них типична позиция, что «их ребенка это не коснется». Эта «страусиновая» стратегия ошибочна, но является характерной чертой жизни большинства родителей. Зачастую, именно проблемы в семье толкают ребенка в группу риска, создают почву для употребления ПАВ.Отсутствие знаний, навыков и социально адаптивных стратегий поведения у взрослых, не позволяет им оказыватьвоспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку детям.
Научная и практическая значимость проекта
В основу данной профилактической программы положен принцип опережающего обучения(ориентированный на причины употребление ПАВ), формирования умения эффективно преодолевать стресс, разъяснение не столько физиологических последствий употребления ПАВ, сколько психических, социальных последствий и формирование высоко функционального жизненного стиля, направленного на продвижение к здоровью.Занятия с подростками в программе имеют ряд особенностей - они проводятся в игровой форме, так как игра создаёт ситуацию, выявляющую те социальные отношения, на которых фиксирован аффект, и переходы от уровня реальности к уровню ирреальности совершаются легче. Все упражнения носят дискуссионный подтекст, не навязывая подросткам однозначных выводов и решений, позволяют в ходе работы выражать свои мнения. Занятия с взрослыми направлены на получение информации в доступном виде и её практическая отработка.Программа может быть использована при работе с подростками и взрослыми в образовательных учреждениях, в клубах, как целиком, так и отдельными занятиями. Разработана система структурного подхода во взаимодействии департаментов образования и здравоохранения в рамках профилактики ПАВ.
Цель программы предотвращение риска употребления ПАВ подростками, выработка стратегии высокоэффективного поведения и стимулирование личностного роста подростков и взрослых. Нивелирование свойственного подросткам интереса к нездоровым переживаниям особых состояний сознания.
Задачи
- Дать достоверную информацию о действиях и последствиях злоупотребления психоактивными веществами на организми причинах психологической зависимости; о ВИЧ, об инфекциях, передающихся половым путём;
- Развить современные навыки коммуникации;
- Повысить стрессоустойчивость и самооценку;
- Сформировать навыки эмпатии и нравственности;
- Обучить способам снижения внушаемости и решительного противодействия попыткам группового или иного давления, привить надёжный иммунитет против приёма первой дозы;
- Сформировать ответственное отношение к своему здоровью.
Структура
Программа предполагает работу с подростками (2 возрастные группы 13–15 и 16-17 лет) и с взрослыми. В процессе проведения программы проводится индивидуальные консультирования – детским наркологом и психологом.
Основные методы работы
Групповая работа;личностный тренинг;мозговые штурмы; дискуссии;метафоры;АРТ–терапия; Гештальт–терапия; НЛП–коррекция; танцевальная терапия; ролевые игры; деловые игры; игры-защиты от манипулирования; элементы индивидуальной и групповой психокоррекции.
Работа с подростками включает отдельных28 тематических занятий. Продолжительность занятие 90 мин. 1-2 раза в неделю. Структура занятия включает этапы: приветствие, разминка, работа по теме, разминка, работа по теме и завершение занятия
Тематический план
1. Знакомство. Правила группы. Определение информированности группы по теме;
2. Личность. Развитие и особенности личности. Понятие границ;
3. Чувства. Формирование умения анализировать собственное эмоциональное состояние;
4. Одиночество эмоциональное и социальное. Причины противоречия между внутренним и истинным «Я»;
5. Личностный рост. Развитие позитивной Я-концепции личности;
6. Развитие личностных ресурсов;
7. Развитие коммуникативной компетентности. Формирование навыков общения;
8. Формирование активного стиля общения;
9. Формирование навыков эмпатии. Принятие себя и другого как личности;
10. Проблемы межполового общения. Сексуальная сфера человека. Проф-ка ИППП;
11. ВИЧ. Информирование о путях передачи, проф-ка и обследование на ВИЧ;
12. Семья. Здоровая семья и её отличие от дисфункциональной;
13. Формирование навыков защиты своего «Я». Умение говорить «нет»;
14. Воля. Многообразие волевых качеств. Развитие воли;
15. Навыки выражения и отстаивания собственного мнения, умение противостоять групповому давлению;
16. Понятие насилия и умения защищать свои границы;
17. Суицид. Проф-ка суицидального поведения;
18. Запреты. Причины формирования запретов;
19. Проф-ка никотиновой зависимости;
20. Проф-ка алкогольной зависимости;
21. Информирование о действиях и последствиях употребления ПАВ. Зависимость как иллюзорный способ ухода от проблем;
22. Этапы развития зависимости от ПАВ. Альтернативные употреблению ПАВ способы получения удовольствия и решение проблем;
23-25. Стресс. Навыки преодоления проблемных и стрессовых ситуаций;
26. Формирование умения построения краткосрочных и долгосрочных целей и этапов достижения их;
27. Понятие морали и нравственности, смысла жизни и личных ценностей;
28. Подведение итогов работы группы.
Работа со взрослыми включает 5 отдельных тематических занятий. Каждое занятие – 90 мин. Структура занятия имеет этапы: приветствие, лекционные и практическое занятие, завершение.
Тематический план
1. Семья как система;
2. Специфика подросткового возраста. Стили воспитания;
3. Химическая зависимость в семье. Этапы развития зависимости. Созависимость как форма дисфункционального взаимоотношения;
4. Развитие коммуникативной компетентности. Формирование навыков проблемно-разрешаюшее поведения;
5. Конструктивное общение. Техника «Я - послания».
Программа апробирована на базе СОШ №7 г. Щекино в 2011г, выборка – 12 чел. Подростки с дивиантным поведением. До и после проведения программы проводилось обследование участников по критериям программы и тестирование повторное ч/з 3 мес.
Конечные результаты
Отмечается индивидуальное устойчивое повышение (подтвержденного тестами) личностного роста (16PF Киттелла), коммуникативной компетенции (Ряховского) и стабилизация межличностных отношений (Лири). Отмечен стойкий (подтвержденный) отказ от употребления алкоголя (пива, энергетиков) у 3 подростков.