- Братусь Борис Сергеевич
доктор психологических наук, заведующий кафедрой общей психологии факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (Москва)
Организация: Научно-практический институт психологии личности
Добавление нового журнала к несметному числу периодических изданий по психологии требует отдельного обоснования. Что такое вообще «христианская психология», существует ли она как отдельная дисциплина, не является ли просто частью теологии, как она соотносима с психологией научной, академической? Эти и многие другие вопросы могут возникнуть у читателя, который возьмет в руки первый номер журнала »Вестник христианской психологии».
Если бы журнал с таким названием появился более ста лет назад, то вопросов и недоумений было бы значительно меньше, ибо в те времена христианские контексты в психологических сочинениях были вполне обычным явлением. Приведем названия лишь некоторых работ: «Вера. Психологический этюд» (1902); «Психология фанатизма» (1905); «Психология сектантского экстаза» (1908); «Чувство любви к ближнему: Психологический очерк» (1910); «Нравственное возрождение человека с психологической точки зрения» (1911); «Психологическое оправдание христианства» (1912); «Психология молитвы» (1913); «Религиозные чувствования» (1914); «Душа человека» (1917); «Задачи религиозной психологии» (1917).
Однако после октябрьского переворота 1917 года вся эта линия резко обрывается. Начиная с тридцатых годов прошлого века репрессиям были подвергнуты и другие области психологии, такие как педология, психотехника, психоанализ, тестология, зоопсихология, социальная психология, поведенческая психология, психотерапия. Только после смерти Сталина появилась возможность приступить к работе по некоторым из этих направлений. Однако о христианской психологии, несмотря ни на какие «оттепели», по-прежнему не могло быть и речи.
В этом плане христианская психология — наиболее длительно и жестко репрессированная при советской власти ветвь психологического знания. Лишь в начале девяностых годов прошлого века начались дискуссии, семинары, наконец, исследования по этой теме. Как и столетие назад, в этих дискуссиях и разработках принимали активное участие не одни психологи, но философы, теологи, биологи, историки, литературоведы; как и тогда, далеко не все были верующими, но в открытых спорах стремились к познанию истины о человеке.
Если кратко перечислить дальнейшие шаги становления Московской школы христианской психологии, то это открытие лаборатории философско-психологических проблем развития человека при Психологическом институте РАО; создание специализации «психология религии» при кафедре общей психологии МГУ; издание первого в России учебного пособия для вузов «Начала христианкой психологии» (1995); открытие в 2002 году факультета психологии в структуре Российского православного университета святого Иоанна Богослова, появление десятков книг и статей по христианской психологии и др.
В этой связи создание «Вестника» стало насущной необходимостью, прямым условием дальнейшего становления христианской психологии как области знания, призванной вернуть научной психологии душу, а душе — научную психологию.