- Щербатых Юрий Викторович
доктор биологических наук, профессор кафедры психологии, Воронежский филиал Московского гуманитарно-экономического университета (Воронеж)
Актуальность проекта
Экзаменационный стресс (ЭС) — психическое состояние студентов и школьников, возникающее в процессе проверки их знаний, и негативно влияющее на возможность адекватно их изложить на экзамене. Важность проблемы обусловлена ее распространенностью – ежегодно миллионы старшеклассников и студентов сталкиваются с ситуацией экзаменов, которые вызывают у молодых людей сильные переживания.
Новизна
Впервые появилась возможность за относительно кроткий срок добиваться существенного снижения ЭС, причем эффективность данной методики была доказана на психологическом и физиологическом уровне, включая измерение активности отделов вегетативной нервной системы.
Значимость
Данная методика позволяет людям убирать излишек стресса перед ответственными ситуациями, переводя дистресс в эустресс. Этот комплекс имеет универсальный характер и может применять перед экзаменами, спортивными соревнованиями, публичными выступлениями и т.д.
Основное содержание работы
Методика является плодом более чем 25-летней работы автора над проблемой экзаменационного стресса и направлена на оптимизацию функционального состояния студентов и школьников перед экзаменами психологическими методами. Эффективность методики подтверждена многочисленными экспериментами, в которых измерялись психологические и физиологические параметры испытуемых. Работа над данной методикой была завершена в 2023 году. Ход работ над ней и основные результаты отражены в содержательных материалах проекта. В процессе поиска оптимального способа управления функциональным состоянием автором были проверены следующие методики: аутогенная тренировка, мышечная релаксация, дыхательные техники, визуализация, биологическая обратная связь, нейролингвистическое программирование. В результате было установлено, что наилучший результат дает комбинация этих подходов, которая была названа нами «К экзамену готов!» (КЭГ). В содержание комплекса «КЭГ» входят три элемента: 1) Упражнение «Медитация на дыхании»; 2) Аутогенная тренировка, синхронизированная с дыханием для активации парасимпатического нервной системы; 3) Создание ментальной программы будущего успешного экзамена методом визуализации.
Результаты
В результате таких экспериментов было установлено, что комплекс психической саморегуляции «КЭГ» позволяет студентам достоверно снижать показатели ситуативной тревожности и улучшать физиологическое состояние, что отразилось в нормализации показателей работы их вегетативной системы. Кроме того, выполнение комплекса «КЭГ» привело к улучшению самочувствия и настроения студентов перед экзаменом, что отразилось в результатах теста «САН». В процессе работы над этой методикой она обсуждалась на конференциях, а результаты были опубликованы в академических научных журналах: «Психологический журнал», «Журнал ВНД», «Физиология человека», «Социальная и клиническая психиатрия», «Здравоохранение в Российской Федерации», «Высшее образование в России», «Артериальная гипертензия» и др.
Выводы
Занятия психологической саморегуляции «КЭГ» позволяют студентам достичь лучшего психического и функционального состояния для успешной демонстрации своих знаний на экзамене.