Номинация «Психологический инструмент года» по итогам 2023 года
Все проекты номинации в текущем году>
Реферат проекта

«Методика управления экзаменационным стрессом» (инструмент психологической коррекции психического и функционального состояния студентов и школьников)

Автор:

  • Щербатых Юрий Викторович

    доктор биологических наук, профессор кафедры психологии, Воронежский филиал Московского гуманитарно-экономического университета (Воронеж)

Актуальность проекта

Экзаменационный стресс (ЭС) — психическое состояние студентов и школьников, возникающее в процессе проверки их знаний, и негативно влияющее на возможность адекватно их изложить на экзамене. Важность проблемы обусловлена ее распространенностью – ежегодно миллионы старшеклассников и студентов сталкиваются с ситуацией экзаменов, которые  вызывают  у молодых людей сильные переживания.

Новизна

Впервые появилась возможность за относительно кроткий срок добиваться существенного снижения ЭС, причем эффективность данной методики была доказана на психологическом и физиологическом уровне, включая измерение активности отделов вегетативной нервной системы.

Значимость

Данная методика позволяет людям убирать излишек стресса перед ответственными ситуациями, переводя дистресс в эустресс. Этот комплекс имеет универсальный характер и может применять перед экзаменами, спортивными соревнованиями, публичными выступлениями и т.д.     

Основное содержание работы

Методика является плодом более чем 25-летней работы автора над проблемой экзаменационного стресса и направлена на оптимизацию функционального состояния студентов и школьников перед экзаменами психологическими методами. Эффективность методики подтверждена многочисленными  экспериментами, в которых  измерялись психологические и физиологические параметры испытуемых. Работа над данной методикой была завершена в 2023 году. Ход работ над ней и основные результаты отражены в содержательных материалах проекта. В процессе поиска оптимального способа управления функциональным состоянием автором были проверены следующие методики: аутогенная тренировка, мышечная релаксация, дыхательные техники, визуализация, биологическая обратная связь, нейролингвистическое программирование. В результате было установлено, что наилучший результат дает комбинация этих подходов, которая была названа нами «К экзамену готов!» (КЭГ). В содержание комплекса «КЭГ» входят три элемента: 1) Упражнение «Медитация на дыхании»; 2) Аутогенная тренировка, синхронизированная с дыханием для активации парасимпатического нервной системы; 3) Создание ментальной программы будущего успешного экзамена методом визуализации.  

Результаты

В результате таких экспериментов было установлено, что комплекс психической саморегуляции «КЭГ» позволяет студентам достоверно снижать показатели ситуативной тревожности и улучшать физиологическое состояние, что отразилось в нормализации показателей работы их вегетативной системы. Кроме того, выполнение  комплекса «КЭГ» привело к улучшению самочувствия и настроения студентов перед экзаменом, что отразилось в результатах теста «САН». В процессе работы над этой методикой она обсуждалась на конференциях, а результаты были опубликованы в академических научных журналах: «Психологический журнал», «Журнал ВНД», «Физиология человека», «Социальная и клиническая психиатрия», «Здравоохранение в Российской Федерации», «Высшее образование в России», «Артериальная гипертензия» и др.

Выводы

Занятия психологической саморегуляции «КЭГ» позволяют студентам достичь лучшего психического и функционального состояния для успешной  демонстрации своих знаний на экзамене.

Содержательные материалы

Рекомендации (или диплом о присвоении автору ученой степени)

За проект проголосовали 44 читателя
  • Экзаменационный стресс является проблемой для школьников и студентов, поэтому необходимо знать, как управлять им. Книга хорошо раскрывает тему и дает ценную информацию.

  • Змичеровская Эля
    22.03.2024 в 19:23:12

    Безумно полезные способы, как для работы с клиентами, так и для работы с самим собой!

  • Очень полезная информация, хорошие методы борьбы со стрессом, что очень актуально в наше время. Спасибо.

  • Для меня даже обычные выступления перед классом в школе были огромным испытанием, так что я всегда была в поиске решения этой проблемы. Всегда актуальная методика, изложенная простым языком. Поможет многим студентам и школьникам.

  • Прекрасная рабочая методика. Актуальна как для студентов и учащихся, так и для психологов, работающих в школах и ВУЗах.

  • будет полезен педагогам-психологам в школе и вузе

  • Во время экзаменов стресс испытывает не только ученик, но и его родители, порою, даже сильнее своих детей. Эта методика будет полезна как студентам и школьникам, так и их родителям.

  • Рабочая методика. Испытана на себе. Огромная благодарность Юрию Викторовичу!

  • Данный проект актуален для меня, как для студента.

  • Считаю одним из важных моментов в жизни в которых необходимо преодолевать себя-это экзамен,проверки ,где состояние спокойствие очень влияет на результат .Поэтому необходим инструмент ,который поможет бороться с такими трудностями

  • Отличная книга для консультирования и расширения профессионального кругозора

  • Всем доброго времени суток. Считаю, что данный проект достоин особого внимания. Так как предоставленная методика не только легка в выполнении, но и действительно очень помогает.

  • Данная методика очень помогла мне в борьбе со стрессом, много полезной информации!

  • Как по мне очень действенный инструмент. Если действительно приложить немного усилий и применить его, то результат не заставит себя ждать

  • КАК известно, экзамен это Сильный стресс для подростка, и педагоги должны помогать справляться с данным моментом! С помощью данной методики, считаю можно преодолеть многие трудности связанные с экзаменами)

  • умение донести в понятной форме

  • Экзаменационный стресс - то, с чем сталкивается огромное количество студентов и учащихся. Кажется, что ранее эта тема не была настолько подробно проработана и новый инструмент всегда будет востребован.

  • Актуальная проблема- экзаменационный стресс, огромный труд нескольких лет, работающая методика

  • Это проверенная методика, помогает справится как с экзаменационным стрессом, так и с чрезмерным волнением перед публичным выступлением.

  • Акинина Алина
    11.03.2024 в 22:03:19

    Огромное спасибо автору- Методика действительно работает, проверено)

  • Ермоленко Полина
    11.03.2024 в 21:33:20

    Хорошие рабочие методики. Применяю как сама, так и в работе со студентами. Экзамены сдаются часто, а данные методики позволяют оставаться здоровыми людьми

  • Ахматова Орзи
    11.03.2024 в 21:21:31

    Данная методика позволяет не только своевременно выявить негативное психическое состояние у студентов и школьников, но и дать четкие и обоснованные рекомендации для тех, кто нуждается в этом! Это, безусловно, ведет к укреплению и сохранению психоэмоционального здоровья.

  • Важный инструмент в работе психолога системы образования. Проблема экзаменационного стресса была и останется одной из самых значимых в системе образования.

  • Проект ,который должен быть введён во все обучающие центры .Удивительно,что для снижения излишней тревожности и повышения самооценки перед экзаменом лучше всего подходит такое направление практической психологии как нейролингвистическое программирование

  • Этот инструмент эффективен и использует следующие методики: аутогенная тренировка, мышечная релаксация, дыхательные техники, визуализация, биологическая обратная связь, нейролингвистическое программирование. Доказано, что наилучший результат дает комбинация этих подходов, которая была названа «К экзамену готов!» (КЭГ). Проверьте сами! И убедитесь в эффективности!

  • Комплекс упражнений, представленный в методике, помогает эффективно справляться со стрессом. Методику я применяла на себе и это дало положительный результат.

  • Прекрасная, интересная и познавательная книга! Она является ценным ресурсом для всех, кто стремится лучше понять и преодолеть стрессовые ситуации в своей жизни. Автор представляет не только теоретические концепции, но и практические упражнения. Советую абсолютно каждому прочитать данную книгу!

  • Сотников Андрей
    06.03.2024 в 18:38:07

    Эффективная методика которая очень необходима любому студенту

  • Рекомендую! Каждый уважающий себя психолог должен уметь бороться со стрессом и помогать бороться с ним своим клиентам, эта методика прекрасно подходит для борьбы с экзаменационным стрессом. Очень понятно изложено.

  • интересный комплекс «К экзамену готов!» (Упражнение «Медитация на дыхании»; Аутогенная тренировка, синхронизированная с дыханием для активации парасимпатического нервной системы; Создание ментальной программы будущего)

  • Не перестаю восхищаться этим автором! Тема стресса в экзаменационные период самая насущная, с которой сталкиваются школьники и студенты! Большое спасибо за разработанный материал.

  • Шикарная методика, работала по ней!

  • Прекрасная работа, которая поможет каждому студенту и не только

  • Методика великолепная!

  • Очень эффективные методы управлением стрессом! Некоторые из них теперь буду использовать каждый раз перед сдачей экзаменов. Спасибо Юрию Викторовичу.

  • Великолепно!

  • Экзаменационный стресс самое распространенное явление среди школьников и студентов, и справляться с ним очень важно. На своем личном опыте могу сказать, что данные методики помогают в преодолении стресса во время сдачи экзаменов.

  • Стресс постоянно присутствует в моей жизни, потому знать методики для его преодоления очень важно! Теперь я уверена, что смогу хорошо сдать экзамены и не буду волноваться перед важными мероприятиями.

  • Хотелось бы отдать голос данной работе, потому что её тема достаточно актуальна, как для меня, так и для моих знакомых.

  • Данные методики помогли мне преодолеть многие переживания, стресс. Теперь буду использовать их на постоянной основе.

  • Описаны полезные методики, как бороться со стрессом. Если бы я раньше узнала об этих методиках, школьные экзамены или волнительные мероприятия, меня бы не вводили в сильный стресс.

  • Ясакова Диана
    12.03.2024 в 22:08:45

    Для меня это актуально как никогда, я студент и два раза в год сталкиваюсь с экзаменами, а так же учусь в автошколе, поэтому стрессы перед экзаменами мне знакомы и очень интересно знать как их побороть

  • Эта методика помогла мне справиться со стрессом, во время очень важного экзамена для меня и прекрасно его сдать. Огромное спасибо Юрию Викторовичу!

  • Эта методика помогла сотням студентов успешно сдавать экзамены и преодолевать страх публичных выступлений. В ее основе собраны методы условных рефлексов И.П. Павлова, дыхательные техники индийский йогов, приемы НЛП и другие подходы. позволяющие человеку надежно управлять своим психическим состоянием. Поддержите этот проект и используйте этот метод для лучшего управления собой в любых сложных жизненных ситуациях.

Последний день голосования – 30 марта

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты 2024 года в номинации «Психологический инструмент года» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе