Номинация «Мастер-класс года для психологов»
Все проекты номинации >
Реферат проекта

«Диагностика и коррекция стрессов прошлого, настоящего и будущего» (мастер-класс)

Автор:

  • Щербатых Юрий Викторович

    доктор биологических наук, профессор кафедры психологии, Воронежский филиал Московского гуманитарно-экономического университета, (Воронеж)

Актуальность, новизна, значимость проекта

Актуальность проекта обусловлена трудностями, с которыми сталкиваются начинающие психологи в начале профессиональной карьеры. Из-за уникальности каждого клиента молодому специалисту трудно оценить характер психологической проблемы и подобрать адекватный способ коррекции наблюдаемого стресса. Наличие значительного набора методик у выпускника может даже осложнить работу, ибо начинающему психологу трудно выбрать методику, нужную именно для данного клиента и его ситуации. В связи с этим стояла задача создать четкий алгоритм деятельности психолога на первом приеме, который позволил бы быстро провести первичную диагностику стресса, начать оптимизацию его уровня и наметить способы воздействия на причины, вызвавшие стресс.

Новизна проекта состоит в том, что впервые был разработан алгоритм подбора нужной методики психокоррекции в зависимости от вида стрессора. При этом источник стресса (стрессор) находится в пространственно-временном континууме, расположенном на трех осях: 1) Ось «виртуальный – реальный» стрессор; 2) Ось «могу – не могу» влиять на стрессор; 3) Ось «стресс прошлого – настоящего – будущего». Основная новизна мастер-класса (МК) заключается именно в добавлении «оси субъективного времени клиента», которая позволяет четко подбирать нужную методику в зависимости от того, завершилось ли уже стрессорное событие, находится ли в нем человек, или только ожидает его.

Значимость проекта заключается в том, что прохождение такого МК позволяет начинающим психологам получить эффективный инструмент для диагностической и коррекционной работы со стрессами («универсальный алгоритм») и приобрести дополнительную уверенность в себе.

Основное содержание работы

Задача была дать участникам понятие: о диагностике стресса; о способах быстрой нормализации психологического состояния клиента; о подборе нужной техники снижения стресса в зависимости от вида стрессора. На МК разбираются механизмы развития психологического стресса и методы его диагностики. Участникам предлагается к освоению авторская модель системы возможных стрессоров (локализация, степень контроля, расположение на линии времени). Отрабатываются примеры использования универсального алгоритма оптимизации стресса с помощью различных методик. МК длится 1,5-2 часа, возможное число участников – от 6 до 24 человек.

Результаты, выводы

Данный МК прошел апробацию в четырех ВУЗах страны (ВГПУ, ВФ МГЭУ, ВИЭСУ, АПП ЮФУ). Отклики участников (студентов старших курсов и начинающих психологов) везде были положительными. Средний балл оценки полезности МК – 8,9±0,3 балла по 10-бальной системе. Участники отмечали, что наличие алгоритма оценки вида стресса и способов его коррекции существенно облегчают работу психолога. Соответственно, данный МК может быть рекомендован для выпускников психологических ВУЗов по специальности психологическое консультирование и клиническая психология.

Рекомендации (или диплом о присвоении автору ученой степени)

Другие проекты в этой номинации

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе