«Жизненные ценности» (тренинговое занятие)
Организация: Муниципальное общеобразовательное учреждение Школа села Белоярск, Ямало-Ненецкий автономный округ
Ценности определяют жизненные ориентиры каждого человека, так и педагог, и любой профессионал своей области в своем развитии ориентируется на ценностный потенциал своей личности. Авторское занятие «Жизненные ценности» состоит из семи логически выстроенных этапов. При выполнении упражнений каждого этапа участники тренинга погружаются в определенные смыслы, которые раскрывают сущность личности специалиста психолога в совокупности с его внутренними смыслами, лежащими вне его профессиональной этики. Актуальность и значимость данного занятия определяется необходимостью на каждом этапе профессионального роста побудить специалиста задавать себе правильные вопросы (актуальные для конкретного жизненного периода), слышать голос своих потребностей в профессиональном и личностном росте, назвать вещи своими именами, искренне расставлять приоритеты смыслов.
Следует отметить, что данный мастер-класс создает возможность выстроить свою систему ценностей, проверить её иерархическую целесообразность. С помощью простых вопросов участник определит значимые ценностные ориентиры в своей профессии и жизни. Приоритет тех или иных ценностей создает необходимость приобретения навыка их защиты, для этого в занятии использованы элементы психотерапии (психодрама) и психологического консультирования. Как известно, психодрама — это терапевтический групповой процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира человека. Это делается для развития его творческого потенциала и расширения возможностей адекватного поведения и взаимодействия с людьми.
Новизна занятия состоит в создании упражнения (подхода), которое в перспективе является не только психотерапевтическим, но и диагностическим. Известно, что элементы психодрамы широко распространены во многих областях индивидуальной и групповой работы с людьми.
Так, в авторском упражнении «Мои жизненные ценности», участнику занятия предстоит отработать умение защиты своих приоритетов — ценностей в повседневной жизни. Главными и ключевыми вопросами занятия станут: «Что я больше всего ценю в своей профессии?» и «Какую ценность я сам представляю для своей профессии?». Интересно и то, что данное упражнение обладает психотерапевтическим эффектом и воздействует не только на участников тренинга, но и в той или иной степени на внешних наблюдателей. Процесс воздействия обусловлен созданием ситуации при помощи речевых паттернов, которые активизируют раскрытие потенциала человека, его активности и запускают механизмы глубокого самоанализа.
Таким образом, каждый из нас живет в нескольких реалиях и все они тем или иным образом пересекаются в нашей жизни, однако профессионализм и гармоничное восприятие себя и мира определяются способностью называть вещи своими именами. Для развития такой способности, через призму своих ценностных ориентиров, участнику мастер-класса предстоит охарактеризовать и осмыслить свой потенциал.