- Доценко Евгений Леонидович
доктор психологических наук, профессор кафедры общей и социальной психологии Института психологии и педагогики, Тюменский государственный университет,, (Тюмень)
- Волкова Александра Андреевна
студент 2 курса магистратуры "Психологическое консультирование", геофизик 2 категории, ФАУ "ЗапСибНИИГГ", (Тюмень)
- Потёмкин Сергей Александрович
психолог-консультант, тренер, ведущий лекций и семинаров, (Тюмень)
Организация: Тюменский государственный университет, кафедра общей и социальной психологии
Устранить буллинг нереально, но ему можно противопоставить:
- умения ребенка - так выстроить свое поведение, чтобы выйти за рамки травли;
- внимание родителей - наладить предметный разговор с подростком, оказать реальную помощь, а не соскальзывать в раздачу советов.
Компьютерная игра «Классные джунгли» (см. ссылку) — инструмент диагностики того, как игрок склонен вести себя в условиях буллинга (в какой роли и как именно) и одновременно тренажер социальной компетентности – умения решать задачи в условиях острых отношений.
Выполнена игра в жанре визуальной новеллы: иллюстрированная (без анимации) история в виде текста и реплик героев с множеством вариантов сюжета (на выбор игрока) и несколькими завершениями (концовками).
Сюжет организован как жизнь нового ученика в классе, где процветает буллинг. Встающие перед игроком выборы (26 ситуаций) — это игровые аналоги поступков (357 возможностей), которые приводят его к одной из 6-ти концовок. Игрок диагностируется по 12 шкалам (готовится расширение до 21 шкалы).
Цель игры – предоставить игрокам возможность:
- решая задачу на социальное выживание, испытать себя в безопасных игровых условиях;
- совершать разные выборы и получать обратную связь об эффективности выбранных стратегий поведения.
Целевая аудитория:
- Школьники среднего и старшего звена. Травля в этом возрасте проявляется особенно ярко, а её действующие лица уже способны понимать происходящее и его последствия. Для них игра – тренинг социальной зрелости.
- Родители подростков, которые не всегда ориентируются в реалиях подростковых отношений. После прохождения игры им легче будет обсуждать с детьми их проблемы.
- Специалисты системы образования – могут использовать игру в групповой и индивидуальной работе.
- Взрослым будет полезно проработать эмоциональные травмы своего школьного детства и изменить модели поведения на более эффективные.
Особенности игры «Классные джунгли»:
При первом прохождении это психологический тест на оценку того, какую позицию в буллинговых отношениях склонен занимать игрок: Агрессора, Жертвы, Защитника или Наблюдателя. После прохождения игры игроку предлагается диагностическое заключение, содержащее анализ его игровой активности: а) его приоритетную позицию, б) ресурсы, облегчающие решать проблемы насильственных отношений, в) мотивы, на которые опирается игрок при принятии решений (совершении поступков).
Повторное прохождение игры — это уже психологический тренинг, нацеленный на повышение компетентности игрока решать проблемы в рамках деструктивных отношений. Опираясь на диагностические заключения, игрок получает возможность корректировать свое поведение – как игровое, так и в реальной жизни. Игра дает игроку возможность исследовать себя и освоить новое поведение в острых ситуациях межличностного общения.
Игра помогает игроку повысить рефлексивность и осознанность игроков благодаря сюжетным приемам.
Исследователю игра позволяет (если согласовать концептуально и решить правовые вопросы) получать от игроков их индивидуальные результаты (в обезличенном виде):
- маршрут (все сделанные выборы = «совершенные» поступки);
- предпочитаемую позицию (Агрессора, Жертвы, Защитника, Наблюдателя);
- готовность адаптивного интеллекта к решению задач в острых ситуациях;
- тип совладающего поведения и др.