Номинация «Психологический инструмент года»
Все проекты номинации >
Реферат проекта

«Компьютерная игра-тренажер "Классные джунгли"» (инструмент противодействия буллингу в подростковой среде)

Авторы:

Организация: Тюменский государственный университет, кафедра общей и социальной психологии

Устранить буллинг нереально, но ему можно противопоставить:

  • умения ребенка - так выстроить свое поведение, чтобы выйти за рамки травли;
  • внимание родителей - наладить предметный разговор с подростком, оказать реальную помощь, а не соскальзывать в раздачу советов.

Компьютерная игра «Классные джунгли» (см. ссылку) — инструмент диагностики того, как игрок склонен вести себя в условиях буллинга (в какой роли и как именно) и одновременно тренажер социальной компетентности – умения решать задачи в условиях острых отношений.

Выполнена игра в жанре визуальной новеллы: иллюстрированная (без анимации) история в виде текста и реплик героев с множеством вариантов сюжета (на выбор игрока) и несколькими завершениями (концовками).

Сюжет организован как жизнь нового ученика в классе, где процветает буллинг. Встающие перед игроком выборы (26 ситуаций) — это игровые аналоги поступков (357 возможностей), которые приводят его к одной из 6-ти концовок. Игрок диагностируется по 12 шкалам (готовится расширение до 21 шкалы).

Цель игры – предоставить игрокам возможность:

  • решая задачу на социальное выживание, испытать себя в безопасных игровых условиях;
  • совершать разные выборы и получать обратную связь об эффективности выбранных стратегий поведения.

Целевая аудитория:

  1. Школьники среднего и старшего звена. Травля в этом возрасте проявляется особенно ярко, а её действующие лица уже способны понимать происходящее и его последствия. Для них игра – тренинг социальной зрелости.
  2. Родители подростков, которые не всегда ориентируются в реалиях подростковых отношений. После прохождения игры им легче будет обсуждать с детьми их проблемы.
  3. Специалисты системы образования – могут использовать игру в групповой и индивидуальной работе.
  4. Взрослым будет полезно проработать эмоциональные травмы своего школьного детства и изменить модели поведения на более эффективные.

Особенности игры «Классные джунгли»:

При первом прохождении это психологический тест на оценку того, какую позицию в буллинговых отношениях склонен занимать игрок: Агрессора, Жертвы, Защитника или Наблюдателя. После прохождения игры игроку предлагается диагностическое заключение, содержащее анализ его игровой активности: а) его приоритетную позицию, б) ресурсы, облегчающие решать проблемы насильственных отношений, в) мотивы, на которые опирается игрок при принятии решений (совершении поступков).

Повторное прохождение игры — это уже психологический тренинг, нацеленный на повышение компетентности игрока решать проблемы в рамках деструктивных отношений. Опираясь на диагностические заключения, игрок получает возможность корректировать свое поведение – как игровое, так и в реальной жизни. Игра дает игроку возможность исследовать себя и освоить новое поведение в острых ситуациях межличностного общения.

Игра помогает игроку повысить рефлексивность и осознанность игроков благодаря сюжетным приемам.

Исследователю игра позволяет (если согласовать концептуально и решить правовые вопросы) получать от игроков их индивидуальные результаты (в обезличенном виде):

  • маршрут (все сделанные выборы = «совершенные» поступки);
  • предпочитаемую позицию (Агрессора, Жертвы, Защитника, Наблюдателя);
  • готовность адаптивного интеллекта к решению задач в острых ситуациях;
  • тип совладающего поведения и др.

Содержательные материалы

Рекомендации (или диплом о присвоении автору ученой степени)

За содействие в реализации проекта авторы благодарят коллег

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты в номинации «Психологический инструмент года» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе