- Шупикова Кристина Юрьевна
педагог-психолог, МАОУ Лицей № 185, (Новосибирск)
Организация: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Лицей № 185»
Постановка проблемы
Современные родители все чаще и чаще сталкиваются с трудностями воспитания, не понимают причины не укладывающегося в общепринятые рамки или просто резко изменившегося поведения ребенка. На сегодняшний день обилие и многообразие информации во всемирной паутине позволяет школьникам все больше самим искать ответы на все возникающие у них вопросы (независимо от того, касаются они вопросов учебы, подготовки к экзаменам или же из простого любопытства), там же они ищут «доброго совета», поддержки и просто общения. Однако просторы интернета несут в себе сейчас не только возможность дополнительно развиваться, смотреть интересные фильмы и общаться.
Странные «группы-игры» в социальных сетях, демотивирующая информация, видеоролики, записанные в стиле «вредных советов» в интернете, на сегодняшний день привели к всплеску суицидальных попыток/завершенных суицидов детей и подростков, возросшему количеству случаев употребления психоактивных веществ. Все это вынуждает родителей усиливать контроль, сильнее присматриваться к детям, к их поведению. Родители все сильнее озадачиваются вопросом «что делать?», «как оградить?». Огромное количество литературы по популярной психологии с названиями «Нет плохому поведению», «Руководство по выживанию для родителей» или «Как мы создаем проблемы своим детям», «Как подготовить ребенка к экзаменам/школе» и т.д. «вооружают» родителей порой противоположными и взаимоисключающими подходами, идеями и приемами. Именно для того, чтобы родителю не запутаться в лабиринтах книг по психологии и многообразии вариантов решения возникающих проблем, и разработан проект «Родители online».
Понимая, что скорость жизни в современном мире высока и многим родителям не хватает времени замедлиться и обратиться за помощью к профессионалу (именно поэтому в ход идут книги, которые читают «на ходу» и все тот же интернет), или нет желания «афишировать» свои проблемы, данный проект запущен как интерактивный модуль на сайте лицея. Достаточно просто заполнить несколько «блоков» и отправить интересующий вопрос специалисту.
Цель проекта — создание современной эффективной модели взаимодействия МАОУ Лицей № 185 с родителями для вовлечения их в единое образовательно-воспитательное пространство.
Задачи проекта:
- Своевременное первичное выявление детей с отклоняющимся поведением или нарушениями психического развития.
- Разработка рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей школьного обучения для родителей.
- Корректировка детско-родительских отношений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей психического развития ребенка.
- Повышение психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса.
Актуальность
Обсуждая тему «Решение проблемного поведения подростков», мы говорим о ней как о жизненно важной сфере для любого сознательного родителя. Почему? Отношения с детьми создаются внутри семьи. Это то, что значимо для каждого из родителей. Многие родители стараются не выставлять детско-родительские отношения напоказ, даже при возникновении каких-то поведенческих или учебных сложностей у ребёнка. Многие родители пытаются эти сложности решать по-своему, как умеют, в кругу семьи или «вооружившись» советами из всевозможных книг и интернета.
Что вообще такое психологическое консультирование? Это непосредственная работа не только с детьми, но в первую очередь с их родителями, направленная на решение различного рода психологических проблем. Цель состоит в том, чтобы помочь родителю в решении возникших трудностей. Осознать и изменить малоэффективные модели поведения, для того, чтобы разрешать возникающие проблемы.
Актуальность данного вида помощи бесспорна и очень значима. Однако родители редко ею пользуются. Почему? Потому что: «у нас все нормально», «все это проходят», «мой ребенок нормальный» и т.д; мне некогда, я работаю, ну и наконец: «чем мне это поможет?». Некоторые родители все-таки обращаются, но уже тогда, когда ощущают состояние полной безысходности от безуспешности своих действий.
Для того чтобы перебороть сложившиеся стереотипы и помочь родителям понять, что профессиональная помощь — это хороший, а иногда необходимый способ решения возникших проблем, был разработан проект «Родители online». Безусловно, почти во всех организациях нашего города существует служба психологической поддержки, однако проект именно таком формате, имеет ряд преимуществ:
- Возможность написать о своей проблеме. Иногда сложно обсуждать проблему, говорить о ней «вслух» с незнакомым человеком.
- Не нужно записываться для консультации, выбирать время, «стыковать» его с работой и т.д.
- Нет необходимости «прятаться». Многие родители не хотят, что бы кто-либо (в том числе и ребенок) знал об обращении к таким специалистам, как психолог.
Этапы, содержание и методы реализации проекта
В качестве методов реализации проекта используется анализ общей и специальной психологической и педагогической литературы, анализ возможностей платформы, на которой «располагается» сайт лицея. Диагностические методы: индивидуальные беседы с родителями, анкетирования, опросы, психологические исследования, наблюдение (прямое и косвенное). Также в качестве методов используются: участие в круглых столах, семинарах, конкурсах, самообразование.
Первый этап: подготовительный (проведение опросов родительской общественности, обработка результатов, формирование инициативного предложения по проекту, разработка концепции проекта: определение формы реализации, целей и задач с учетом проведенных опросов, принятие решения о необходимости реализации проекта, назначение ответственных, уточнение и детализация целей, и необходимых результатов, разработка технического задания для программирования с учетом определенных ранее целей и задач, необходимой информации, которую нужно будет «запрашивать» у родителей, проработка «визуализации» модуля, программирование модуля непосредственно на сайте лицея, создание и привязка отдельной электронной почты для удобной работы и функционирования проекта, техническое тестирование запрограммированного модуля, проверка и исправление технических неточностей, информационное оповещение родительской общественности о запуске проекта (новостная лента на сайте организации, в социальных сетях, мессенджерах, на родительских собраниях).
Второй этап: основной (запуск проекта на сайте лицея, мониторинг поступающих запросов от родителей, оказание педагогом-психологом своевременной консультационной психологической помощи родителям по вопросам индивидуальных особенностей детей и развития познавательной сферы и личности школьников; а также по вопросам профессионального выбора старшеклассников; адаптации детей к школе).
Третий этап: заключительный (качественный и количественный анализ поступивших обращений от родителей (причина обращений, возрастной диапазон детей, частота повторных консультаций), обобщение информации и подготовка аналитических справок, разработка рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей школьного обучения для родителей, оценка работы специалиста, «удобства» работы с модулем (опрос родительской общественности), внесение необходимых корректировок для учета всех пожеланий и дополнительных требований, выявленных в ходе работы проекта и после обработки проеденных опросов.
Ожидаемые результаты и их практическая значимость
- Своевременное первичное выявление детей с отклоняющимся поведением или нарушениями психического развития, что позволит вести индивидуальную коррекционную работу, а также разрабатывать образовательные программы, учитывающие образовательные потребности и индивидуальные особенности учащихся.
- Повышение компетенции родителей в сфере детско-родительских отношений, вследствие чего будет снижаться уровень тревожности, эмоциональной напряженности детей и подростков, а значит возрастать психологический комфорт, в том числе, в лицее.
- Повышение уровня воспитанности детей. В результате реализации данного проекта появится новая практика психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений.
- Повышение удовлетворённости родителей учащихся деятельностью образовательной организации в области психолого-педагогического сопровождения.
В результате анализа обращений родителей, возможна разработка рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей школьного обучения, коррекции детско-родительских отношений для родителей.
Также будут осуществляться «адресные» выступления на родительских собраниях, с разбором самых часто возникающих трудностей (безусловно, с соблюдением анонимности, обезличенно).
Программы психолого-педагогического сопровождения обучающихся, профилактики тревожности для выпускников будут корректироваться в соответствии с проведенным анализом имеющихся обращений.
Для оценки эффективности данного модуля приведу ряд статистических данных, демонстрирующих результаты деятельности:
за 2022/2023 учебный год за консультацией к педагогу-психологу обратились 90 человек (количество человек всегда меньше количества проведенных консультаций), из них 48 человек (53%) получили консультацию посредством интерактивного модуля, еще 42 человека были на консультации очно. Из этих 42 человек, 10 родителей (23,8%) записались на консультацию через модуль «Родители online».
Таким образом, из 90 родителей - 58 человек (64%) получили консультацию, используя интерактивный модуль.
Тематика обращений:
- проблемы, связанные с обучением, воспитанием, поведением/детско-родительские отношения (50%);
- результаты проведенных диагностик (40%);
- профориентация (8%);
- определение уровня актуального развития (2%).