Номинация «Проект года в психологическом образовании» по итогам 2011 года
Все проекты номинации в текущем году>
Реферат проекта

«Психология состояний» (учебное пособие)

Авторы:

  • Валиуллина Марина Евгеньевна

    кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии Института психологии и образования, Казанский (Приволжский) федеральный университет (Казань)

  • Габдреева Гюзель Шаукатовна

    кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии Института психологии и образования, Казанский (Приволжский) федеральный университет (Казань)

  • Гарифуллина Миляуша Михайловна

    кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии личности Института психологии и образования, Казанский (Приволжский) федеральный университет (Казань)

  • Менделевич Владимир Давыдович

    доктор психологических наук, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии, Казанский государственный медицинский университет (Казань)

  • Прохоров Александр Октябринович

    доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии Института психологии и образования, Казанский (Приволжский) федеральный университет (Казань)

Психология состояний: Учебное пособие/Под ред. А.О.Прохорова. – М.: Изд-во «Когито-Центр, 2011. – 624 с (Университетское психологическое образование). Рекомендовано УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности ВПО 030301 «Психология».

Актуальность, научная или практическая значимость

Психические состояния, также как психические процессы и свойства, относятся к категориям психических явлений. Но, в отличие от этих категорий, психические состояния значительно менее изучены: в общепсихологическом плане малая разработанность категории «психическое состояние» проявляется в отсутствии признанных научным сообществом теоретических концепций, в спорах относительно различных понятий психологии состояний, начиная с определения и состава состояния до взаимоотношений состояний с другими категориями  – процессами, свойствами, а также поведением, деятельностью, общением и пр.

В прикладном плане область изучения  психических состояний предстаёт в виде мозаичной картины разнообразных  фактов, методов, подходов и положений, разработанных в рамках отдельных отраслей психологии: психологии труда, спорта и медицинской психологии. Разноплановость и фрагментарность ведущихся исследований обусловливает наличие разнообразных «белых пятен» в отношении состава, структуры, механизмов, детерминации и функций состояний, в разработке диагностических методик, что проявляется в неупорядоченности и недостаточной обоснованности применяемых способов оптимизации состояний.

Ощущается острый дефицит в литературе, посвященной проблеме психических состояний и, особенно, в литературе, необходимой для подготовки студентов - будущих психологов. В значительной степени этот пробел восполняет данное учебное пособие. Оно является первым как в отечественной, так и зарубежной психологии учебником, в котором рассматриваются проблемы психологии состояний, этим учебным пособием логически замыкается учебно-методический комплекс, подготовленный данным коллективом авторов. В него вошли:

Психология состояний. Хрестоматия/Под ред. А.О.Прохорова. - М.: ПЕР СЭ; СПб.: Речь, 2004. – 608 с ;

Практикум по психологии состояний/Под ред. А.О.Прохорова. – СПб.: Речь, 2004.– 480 с.

Хрестоматия и Практикум рекомендованы УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебных пособий для студентов, обучающихся по направлению и специальностям психологии.

Основное содержание работы

Задачей коллектива авторов учебного пособия (доц. М.Е. Валиуллина, доц. Г.Ш.Габдреева, доц. М.М.Гарифуллина, проф. Менделевич, проф. А.О.Прохоров) являлось максимально полное ознакомление студентов-психологов с современными достижениями в этой области психологии.

Для целостного представления о природе такого явления как «психическое состояние» пособие разделено на шесть разделов: «Теоретические и методологические аспекты проблемы психических состояний», «Психическое состояние как категория психических явлений»; «Классы психических состояний»; «Ментальный (осознаваемый) базис психического состояния», «Психические состояния и социальная среда» и «Прикладные аспекты психологии состояний».

Каждая глава заканчивается кратким списком литературы, что поможет читателю углубить свои знания по заинтересовавшимего проблемам, а также вопросами и упражнениями для самопроверки.

Учебное пособие соответствует государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования Российской Федерации. Оно может служить основным источником при подготовке к экзаменам по общей психологии или другим квалификационным испытаниям.

Учебное пособие состоит из двадцати глав. Первая глава знакомит с историей развития учений о психических состояниях. Вторая посвящена методологии и методам изучения психических состояний. Третья глава - системному описанию психического состояния. Четвертая – функциям психических состояний в психическом целом. Пятая глава содержит сведения о физиологических механизмах психических состояний. Шестая посвящена семантическим пространствам состояний, где психическое состояние рассматривается как «значение», представленное в сознании. Седьмая глава знакомит читателя со смысловой регуляцией психических состояний. Восьмая посвящена неравновесным состояниям. Девятая – функциональным состояниям. В десятой рассматриваются изменённые состоянии сознания, в одиннадцатой – пограничные состояния. Двенадцатая глава знакомит с массовидными психическими состояниями, тринадцатая посвящена саморегуляции психических состояний. В четырнадцатой и пятнадцатой главах рассматриваются психология стресса и посттравматические состояния. В шестнадцатой главе представлены состояния психического выгорания и хронической усталости. Семнадцатая глава посвящена состояниям тревоги и страха, восемнадцатая – фрустрации. Девятнадцатая – состоянию одиночества, двадцатая – состояниям счастья и состоянию потока.

Результаты и выводы

В учебном пособии впервые освещаются теоретические и методологические проблемы психических состояний человека; состояние анализируется как категория психических явлений, рассматривается осознаваемый базис, основные классы состояний, проявления состояний в социальной среде, а также прикладные аспекты.  Учебное пособие написано в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Российской Федерации.

Предназначено для студентов высших учебных заведений и для широкого круга специалистов-психологов, заинтересованных в решении обозначенных  проблем.

Содержательные материалы

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе