Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Психологический инструмент года»
Реферат проекта

«Инклюзивные волонтерские практики общения» (материалы о содействии людям с инвалидностью в осуществлении деятельности волонтера)


Организация: Автономная некоммерческая организация «Служба по развитию коммуникативной компетентности «Контакт»

Актуальность, научная и практическая значимость


По данным Карелиястата, Республика Карелия отличается высоким уровнем инвалидизации населения — 9,7% населения, из них детей-инвалидов 2 948 человек (на 01.02.2022). Многие инвалиды — жители отдаленных районов и стационарных учреждений — ведут закрытый образ жизни: мало с кем общаются, практически никуда не ходят и тем более не посещают общественные мероприятия. Пандемия усугубила изоляцию людей с инвалидностью. Одиночество и отсутствие социально полезной активности негативно сказывается на качестве их жизни, ментальном и физическом здоровье. Обычно есть волонтеры, оказывающие поддержку людям с инвалидностью, но сами люди с органиченными возможностями здоровья не часто становятся добровольцами, многие из них не знают о возможности раскрыть свой человеческий потенциал и стать волонтёрами. В ходе проекта Автономная некоммерческая организация «Служба по развитию коммуникативной компетентности «Контакт» предлагает организовать клубы самоподдержки, инклюзивного добровольчества, «Уроков доброты» посредством вовлечения взрослых и детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в волонтерскую деятельность.

Научная значимость

Информационные материалы описывают мотивы вовлечения людей с инвалидностью в инклюзивные волонтерские практики, направленные на принятие взрослых и детей с инвалидностью, ограниченными возможностями здоровья.

Практическая значимость

Информационные материалы популяризируют социально-психологическое сопровождение инклюзивной волонтерской деятельности, направленной на поддержку и принятие людей с инвалидностью/ОВЗ.

Цель

Познакомить психологов и организаторов добровольчества с результатами социально-психологического опроса о мотивах участия взрослых и детей с инвалидностью в волонтерстве на примере инклюзивного проекта, реализованного в 2022 году.

Основное содержание работы (этапы)

Проект реализовывался с 23 марта по 25 декабря 2022 года в пяти районах Республики Карелия: Сегежском, Кемском, Кондопожском, Беломорском, Прионежском и в Петрозаводском городском округе.

  • 1 этап проекта – «Мотивационная кампания», 23.03.2022–30.08.2022;
  • 2 этап проекта – «Инклюзивные волонтерские практики общения», 01.09.2022–25.12.2022.

В проекте приняли участие 324 человека, из них 37- дошкольников, 153- школьника, 28 - студентов, 11 - работающая молодежь, 12 - взрослых. 13 - пожилых, 28 – благополучателей социальных  центров, 42 - специалиста. Из общего количества участников более 22 человек были с инвалидностью и 30 школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Результаты, выводы

Информационные материалы составлены на основе результатов социально-психологического опроса, проведенного в рамках проекта «Инва-волонтеры Карелии и партнёры», успешно реализованного Автономной некоммерческой организацией «Служба по развитию коммуникативной компетентности «Контакт» в 2022 году при поддержке министерства социальной защиты Республики Карелия - субсидии по государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» в номинации «Развитие волонтерской деятельности в отношении инвалидов».

Партнерами Автономной некоммерческой организации «Служба по развитию коммуникативной компетентности «Контакт» (АНО СРКК «КОНТАКТ») в инклюзивном проекте стали: ГБОУ РК «Центр диагностики и консультирования»; ГБУ РК «Карельский ресурсный центр развития социальных технологий»; ГБУ СО «ЦСОН РК» по Кемскому и Беломорскому районам; АНО: «Особая семья», «Дом на скале» и «Новое образование»; Школы и детский сад: МБОУ Деревянская СОШ №9, с Деревянное и Шуйская СОШ №1 Прионежского района, Кемкие СОШ №2 и 3; ГБОУ РК, Петрозаводская СОШ №14, «Школа интернат №23; МОУ Беломорского муниципального района «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»; ГАПОУ РК «Колледж технологии и предпринимательства»; Институт физической культуры, спорта и туризма ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет», а так же спикеры с инвалидностью из Воронежской, Саратовской, Мурманской областей Российской Федерации.

Качественные результаты измерялись методом психологического анкетирования и интервью участников проекта.

1. Зачем человеку с инвалидностью заниматься волонтерством? Мотивы людей с инвалидностью в участии в волонтерской деятельности:

  • повышение самооценки;
  • снижение коммуникативных барьеров;
  • снижение одиночества;
  • улучшение качества жизни;
  • новый взгляд на жизнь.

Для человека с инвалидностью  участие в добровольчестве ведет к улучшению психо-эмоционального состояния, удовлетворенности, снижения стеснительности и повышения коммуникативных способностей, усиления веры в себя. Волонтерство, с одной стороны — это самоотдача, а с другой — приобретение новых знаний, опыт, раскрытие талантов, самореализация, развитие личности, расширение круга общения.  Люди с инвалидностью привыкают не только брать, но отдавать. Снижение потребительской позиции, инфантилизма.  Получение права на выбор. Любимое занятие, счастье, позитив. Это дает возможность почувствовать себя частью общества, поверить в себя, изменению образа жизни, новый уровень, ощутить себя «как все», полноценным, неограниченным, независимым. Уверенно открыто общаться, интерес, снижение одиночества, выражение радости на лице. Новое отношение к себе, к другим, смотрят на себя и на других с новой стороны.

2. Какую пользу приносит участие в волонтерстве человека с инвалидностью для его родных и близких? Ответы:

  • снижение родительской гиперопеки;
  • улучшение отношений «Родитель-ребенок»;
  • успешная социализация ребенка с инвалидностью. В частности, для родных и близких человека с инвалидностью, это снижение родительской опеки и гипер-опеки, формирования гордости за ребенка, принятие, поддержка со стороны ребенка. Улучшение коммуникации и взаимодействия «родитель-ребенок» через волонтерство. Родители тоже учатся, социализируются, включаются в общество вместе со своими детьми. Волонтерство можно рассматривать как ресурс для профориентации. Сначала человек работает бесплатно, постепенно набирается опыта и устраивается на работу.

3. Какую пользу приносит участие людей с инвалидностью в волонтерской деятельности в целом для общества? Выводы:

  • популяризация волонтёрства;
  • пример для подражания;
  • расширение представлений об инва-волонтёрах (знают, как помогать);
  • общество становится инклюзивным. Включение людей с инвалидностью в волонтерскую деятельность ведет к увеличению количества желающих заниматься добровольчеством. Люди с инвалидностью служат примером для других (с инвалидностью и без), в целом для общества. Они знают правильный подход к таким же, как они.

Хочется отметить, что меньше всего различия людей с инвалидностью и без инвалидности замечают маленькие дети. Дети замечают другое, насколько добр человек — угостил конфетой, значит добрый, а есть или нет у человека инвалидность, это уже второй план общения. Поэтому так важно проводить интеграцию с самого раннего возраста играть и учиться вместе. Люди с инвалидностью, если они социально-активны, могут приходить в общество и включаться в специально организованные тренинги общения поз названием «Уроки доброты», программа этих уроков разработана Министерством образования. Это специально организованные мероприятия, на которых люди с инвалидностью и без взаимодействуют друг с другом, учатся понимать друг друга и общаться.

Исходя из вышесказанного, подведем итог. В жизни мы видим много примеров, когда люди с инвалидностью,  их родители, становятся волонтерами, добровольно и безвозмездно включаются в жизнь общества, для того, чтобы помочь таким же, как они, и другим людям сообща взаимодействовать. В этих условиях общение людей с инвалидностью и без — становится инклюзивным, и направлено на психологическое принятие и понимание друг друга. Это и есть социальный подход к рассмотрению инвалидности.

В ходе реализованного проекта, организаторы инклюзивного добровольчества повысили свою профессиональную компетентность, получив практический опыт наставничества людей с инвалидностью.

Перспектива

Люди с инвалидностью, участники проекта, развили свою коммуникативную компетентность и социально полезную активность. Проект дал им не рыбку, но удочку. Дети и взрослые с инвалидностью хотят продолжить участие в инклюзивном волонтерстве, расширяя географию доброты.


Содержательные материалы


Ссылки
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su