«Профилактика аддиктивного поведения подростков» (образовательная программа для педагогов-психологов, социальных педагогов и работников системы образования, ответственных за проведение профилактики аддиктивного поведения в среде учащейся молодежи учреждений системы образования)
Актуальность
Современная Россия переживает сложный период. Это является одной из причин неуверенности людей в завтрашнем дне. Несовершеннолетние, со свойственной этому возрасту особой чувствительностью, оказываются наиболее незащищенными, уязвимыми и психологически беспомощными перед жизненными трудностями.
Не обладая жизненными навыками, не умея выбирать эффективные способы снятия психоэмоционального напряжения, которые давали бы им возможность сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый стиль жизни, подростки не справляются с многочисленными проблемами. Это приводит к дезадаптивному и саморазрушающему поведению, в том числе, злоупотреблению наркотиками и другими психоактивными веществами, а также, как наблюдается в последнее время, – суицидам.
Наркомания молодеет с каждым годом. Средний возраст впервые попробовавших наркотики не превышает 14 лет. Победить наркоманию можно только совместными усилиями всех специалистов при помощи целенаправленного антинаркотического воспитания молодежи в семье и школе.
В соответствии с Законом «Об образовании» образовательные учреждения, кроме главной государственной задачи, стоящей перед школой, - воспитывать и обучать подрастающее поколение, несут ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время учебного процесса, в том числе, учитывая реалии современной жизни, отвечают за защиту детей от незаконного потребления спиртных напитков, наркотиков, иных одурманивающих веществ, а также вовлечения их в «группы риска» по употреблению психоактивных веществ, помогают своим воспитанникам адаптироваться в обществе и противостоять негативным явлениям.
Научная новизназаключается в том, что предложенное социально-психологическое сопровождениеучебно-воспитательного процесса в виде профилактической работы с несовершеннолетними в учреждениях системы образования основано на принципах трансактного анализа, законах и аксиомах коммуникации.
Практическая значимость проекта состоит в том, что теоретические положения, эмпирические данные и практические рекомендации могут быть использованы специалистами, работающими в сфере профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних. На основе методов современных психологических технологий, нами разработаны научно-обоснованные дидактические материалы в виде программ занятий для работы с несовершеннолетними в учреждениях системы образования по формированию психологического иммунитета от злоупотребления ПАВ.
Основное содержание проекта
Ведущей деятельностью в подростковом возрасте становится общение со сверстниками. В ситуации социализации подростка или молодого человека в среде сверстников часто возникают проблемы, когда подростки подстраиваются под отрицательную форму поведения, принятую малой группой.
Когда человек совершает выбор в пользу антинаркотической жизни, значение имеет понимание им разрушительных последствий наркомании. Поэтому полезно вооружить несовершеннолетних знаниями о физиологических механизмах деструктивного влияния психоактивных веществ на организм человека и на его психику.
Мы считаем, что одна из задач профилактики наркомании должна заключаться в том, чтобы добиться четкого осознания несовершеннолетними тех внутренних и внешних условий, которые способствуют их вовлечению в наркопотребление. Некоторые из этих условий таковы, что можно предотвратить их появление. Поэтому очень важно рассказать несовершеннолетним о наркотических «капканах».
Первый из них - любопытство. Из-за любопытства они начинают интересоваться и наркотиками.
Второй и очень серьезный «капкан»: пиво - крепкий алкогольный напиток - наркотик.
Третий «капкан» - мода. К сожалению, многие несовершеннолетние не понимают истинного значения группового давления на них в подобных ситуациях. Учитель обязан воспитать в учащемся чувство, которое противостояло бы чувству деструктивной стадности, в потоке которой личность теряет свою индивидуальность.
Феномен деструктивности какой-либо зависимости определяется нормой потребления, за пределами которой он переходит в феномен мании. Зависимость от наркотических средствявляется деструктивной, так как нормы потребления наркотиков не существует. В результате их потребления всегда будет иметь место ускоренная психическая и физическая деградация.
Как можно помочь наркозависимой личности, что с ней делать? Многие исследователи данной проблемы утверждают, что наркозависимый человек может перестать употреблять наркотик ради достижения какой-то важной для него цели (благодаря целевой установке). Другими словами, понимаемые ценности, представленные в сознании на рациональном уровне, надо превратить в переживаемые, используя специальные психотехнические приемы.
Часто можно слышать мнение, что проблема наркомании - сугубо медицинская. Все правильно: проблема лечения наркомании - дело врачей. Но проблема, как уберечь несовершеннолетних от искушения попробовать наркотик, - это проблема общая. Поэтому нами разработаны несколько программ групповых занятий с применением интерактивных методов для работы с несовершеннолетними, являющимися объектами первичной профилактики.
Цель проекта - постепенное формирование отрицательного отношения к образу зависимого человека. В таком случае в личности постепенно воспитывается антинаркотическое убеждение, которое никогда не позволит ей потребить наркотик.Человек сам должен быть ответственным за свою жизнь и здоровье, иметь адекватную самооценку, уметь делать выбор, иметь навыки общения и решения своих личных проблем, обладать социальной и коммуникативной компетентностью.
Основной концепцией проекта является«модель поведения риска», которая основана на психосоциальных концепциях риска и проблемного поведения и рассматривает факторы риска с точки зрения двух доминант – социальной среды и поведения. При этом среда рассматривается как носитель такого доминирующего фактора как стресс, а само поведение индивида в ситуациях стресса как возможный фактор риска.
В данной концепции уделяется внимание потенциальным возможностям и последствиям. Модель позволяет рассматривать то или иное поведение индивида в стрессовой ситуации как неоднозначное, имеющее не только негативные, но и позитивные для личности стороны. Например, употребление наркотиков подростками, несомненно, имеющее негативные результаты, может преследовать позитивные цели, такие как включение подростка в среду сверстников, повышение самооценки, снятие психоэмоционального напряжения.
Курение, алкоголизация, употребление наркотиков, сексуальная гиперактивность могут быть инструментами налаживания отношений со сверстниками, своеобразной социализацией, установлением автономии от родителей, отвержением авторитетов, норм, ценностей, попыткой утверждения собственной зрелости, выхода из детства, приобретением более взрослого статуса среди сверстников, своеобразным включением в успешную деятельность.
Вышеприведенные характеристики – это характеристики обычного психосоциального развития, при котором поведение риска пытается выполнить функции рычага необходимых и естественных изменений. Модель поведения риска связана с личностным развитием, психосоциальной адаптацией в подростковом возрасте и свидетельствует о том, что определенные формы поведения могут подвергать опасности нормальное развитие.
Выводы
При разработке программ профилактики поведения риска нами был сделан акцент на то, что эти виды поведения выполняют важные для подростков функции, их невозможно просто устранить. Необходимо предложить альтернативные виды поведения, удовлетворяющие их потребностям, то есть изменить форму поведения, оставив прежними цели развития. Это будет способствовать нахождению успешного компромисса между психосоциальными и личностными аспектами развития подростка.
Эффективность проекта заключается в том, что внедрение представленных профилактических программ в учреждения системы образования на этапе первичной профилактики может помочь подрастающему поколению научиться противостоять давлению среды, вовлечению в наркопотребление, что не даст сформироваться зависимости от ПАВ, а в дальнейшем и совершить преступление.
Фомина Ольга Васильевна - заведующая научно-исследовательской лабораторией психологического сопровождения образовательного процесса. Исследовательская деятельность осуществлялась на базе образовательных учреждений области, результатом которой является научно-методическое обеспечение курсовых мероприятий для педагогов-психологов, социальных педагогов ОУ.
Основные публикации по тематике проекта:
Реализация проекта подтверждается публикацией методических пособий по тематике проекта, а именно:
- 2006 г., переиздание 2008 г. - «Психолого-педагогическая помощь в организации профилактики наркозависимости, алкоголизации и табакокурения в учреждениях системы образования», методическое пособие, общий тираж - 1500 экз.
- 2007 г., переиздание 2009 г. - «Организация работы с родителями подростков из «группы риска», методическое пособие, общий тираж - 1050 экз.
- 2009 г. - «Психологические аспекты скрытой профилактики наркомании», методическое пособие, тираж – 1000 экз.
- 2010 г. - «Выявление и коррекция психологических причин конфликтов подростков с родителями», методическое пособие, тираж - 700 экз.
- 2010 г. - «Профилактика аддиктивного поведения подростков» (Iчасть), методическое пособие, тираж - 500 экз.
- 2011 г. - «Профилактика аддиктивного поведения подростков» (IIчасть), методическое пособие, тираж - 500 экз.