«"Корги-сказки": гармоничное развитие социального интеллекта ребёнка» (методика психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста)
Сегодня родители и педагоги всё чаще обращают внимание на наличие разнообразных социально-коммуникативных проблем у детей дошкольного и младшего школьного возраста: кто-то излишне стеснителен, испытывает трудности в общении со сверстниками или взрослыми, кто-то, напротив, слишком агрессивен и конфликтен. В итоге эти индивидуальные психологические проблемы ребенка оказывают влияние на весь коллектив: появляются аутсайдеры и агрессоры, возможно появление буллинга. Существуют различные версии, что является причиной увеличения числа социально-коммуникативных проблем детства, но в практическом плане видится куда более значимым другой вопрос: что делать? А точнее, как профилактировать данные проблемы и решать их на стадии зарождения? Видится, что решение данной проблемы лежит в области развитии социального интеллекта ребенка с применением методов игротерапии и сказкотерапии. Игра и сказка являются самыми естественными и притягательными формами для усвоения культурного и социального опыта ребенком. Именно поэтому сказкотерапия и игротерапия получили такое широкое распространение в психолого-педагогической практике.
«Корги-сказки» — это целостный психолого-педагогический комплекс, созданный для того, чтобы в интересной и доступной для ребенка форме можно было проработать различные поведенческие и коммуникативные проблемы, характерные для детей дошкольного возраста.
Данный набор включает в себя:
- 5 книг-сказок: «Ромашки раздора», «Космические фантики», «Снежное шоу», «Запредельно колючая высота» и «Осенняя битва»;
- 5 различных настольных игр (каждая из игр тематически связана с одной из сказок);
- 5 картонных игрушек – героев книг.
Герои книги — это 5 щенят породы корги; 3 девочки: Куколка, Карусель, Краска и 2 мальчика: Калькулятор, Катапульта. Каждый из героев наделён определенными чертами характера, с сильными и слабыми его сторонами, поведенческими особенностями, характерными для детей дошкольного возраста. Вначале каждой книги даётся «психологический портрет» главного героя сказки, в котором ребенок может узнать себя или кого-то из своих друзей. Также в конце каждой сказки есть раздел для родителей и педагогов, в котором указывается на какие проблемные особенности поведения направлен данный сюжет; предлагается список вопросов для обсуждения с ребёнком и рекомендации.
Презентация данной методики прошла 1 июня 2022 года в «Точке кипения» Южного федерального университета для психологов, педагогов и родителей, а последующая апробация методики проходила в рамках индивидуальной и групповой работы Психологической студии PRO СЕБЯ (г. Ростов-на-Дону), а также школы и детского сада «Бакыт-Актау» (г. Актау, Казахстан).
Преимуществом данной методики, на наш взгляд, является ее вариабельность, возможность использования как в индивидуальной, так и групповой работе, а также ее доступность для применения не только профессиональными педагогами и психологами, но и родителями.