Номинация «Психологический инструмент года» по итогам 2022 года
Все проекты номинации в текущем году>
Реферат проекта

«Психологическая игра "Взрослый и ребенок в зеркале агрессии"» (методика профилактической работы с воспитателями дошкольной образовательной организации)

Авторы:

Организация: МБДОУ д/с "Здоровый ребенок" г. Таганрога

Актуальность

В настоящее время повышенная детская агрессивность является одной из наиболее острых проблем психологов, педагогов, общества в целом. Актуальность данной темы несомненна, поскольку число детей с агрессивным поведением неуклонно растёт. Модели агрессивного поведения дети берут из трех источников: семья и педагоги, окружение сверстников, медиасредства. Исследования показывают, что агрессивные проявления дошкольников в детском саду могут быть вызваны неконструктивным поведением воспитателей. Педагог неосознанно заражается эмоциями ребенка и отзеркаливает свое отношение к нему в форме пассивной агрессии. Это требует смены акцентов в деятельности психолога ДОО – с коррекционной работы с детьми на работу профилактическую и обучающую с воспитателями.

Новизна проекта

Новизна заключается в использовании психологической игры как средства осознавания воспитателями своих педагогических действий в ситуации агрессии у дошкольников с учетом «эффекта зеркала».

Значимость проекта

Психологическая игра на основе рефлексии подводит воспитателей ДОО к осознанному овладению алгоритмом конструктивного поведения в ситуации детской агрессии.

Цель

Развитие у педагогов способности к осознанию эмоций и агрессивных проявлений у ребенка, как и своих собственных, и готовности к усвоению алгоритма конструктивного поведения в ситуациях детской агрессии.

Задачи

  1. Организовать игровое пространство для осознавания воспитателями эмоций и агрессивного поведения ребенка и собственных ответных педагогических действий.
  2. Дать представление о механизмах, препятствующих выбору конструктивного поведения педагога в ситуации детской агрессии.
  3. Способствовать развитию рефлексии.
  4. Побуждать воспитателей к успешному усвоению алгоритма поведения в ситуациях детской агрессии.

Основное содержание работы

Данная психологическая игра была разработана в рамках реализации в ДОО инновационной площадки «Исследование и разработка концепции комплексной профилактики агрессивного поведения в образовательной среде». Игра реализуется в ходе практикума «Профилактика и коррекция детской агрессии: подходы, условия, алгоритмы» (2 занятия). Вводится на первом занятии и выступает пропедевтикой в обучении воспитателей алгоритму поведения в ситуации детской агрессии.   

Этапы реализации

  1. Введение понятия «эффект зеркала» в психологии и в жизни.
  2. Вхождение в телесное и эмоциональное состояние ребенка для понимания его ответной реакции с использованием карточек «Агрессивные дети и взрослые».
  3. Составление педагогами в микрогруппах портрета агрессивного ребенка и портрета агрессивного взрослого.
  4. Совместное групповое обсуждение портретов.
  5. Работа с карточками конструктивных и неконструктивных речевых стратегий.
  6. Подведение итогов игры.

 Обучение алгоритму поведения педагога в ситуации детской агрессии происходит на втором занятии практикума.

Результаты

  • получение воспитателями опыта более глубокого осознавания и понимания эмоционального состояния и поведения детей, их потребностей в ситуациях агрессии;
  • подготовка педагога к овладению алгоритмом поведения в ситуации детской агрессии;
  • актуализация и развитие рефлексивных способностей.

Выводы

  1. Разработанная психологическая игра позволяет формировать у воспитателей ДОО мотивационную готовность к усвоению алгоритма поведения в ситуации детской агрессии.
  2. Психологическая игра выполняет функцию профилактики и опосредует снижение агрессивных тенденций в поведении дошкольников.
  3. Работа психолога с использованием игры способствует повышению психолого-педагогической компетентности воспитателей в ситуациях агрессивного поведения дошкольников.

Содержательные материалы

Рекомендации (или диплом о присвоении автору ученой степени)

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты 2024 года в номинации «Психологический инструмент года» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе