«Психологическая игра "Взрослый и ребенок в зеркале агрессии"» (методика профилактической работы с воспитателями дошкольной образовательной организации)
Организация: МБДОУ д/с "Здоровый ребенок" г. Таганрога
Актуальность
В настоящее время повышенная детская агрессивность является одной из наиболее острых проблем психологов, педагогов, общества в целом. Актуальность данной темы несомненна, поскольку число детей с агрессивным поведением неуклонно растёт. Модели агрессивного поведения дети берут из трех источников: семья и педагоги, окружение сверстников, медиасредства. Исследования показывают, что агрессивные проявления дошкольников в детском саду могут быть вызваны неконструктивным поведением воспитателей. Педагог неосознанно заражается эмоциями ребенка и отзеркаливает свое отношение к нему в форме пассивной агрессии. Это требует смены акцентов в деятельности психолога ДОО – с коррекционной работы с детьми на работу профилактическую и обучающую с воспитателями.
Новизна проекта
Новизна заключается в использовании психологической игры как средства осознавания воспитателями своих педагогических действий в ситуации агрессии у дошкольников с учетом «эффекта зеркала».
Значимость проекта
Психологическая игра на основе рефлексии подводит воспитателей ДОО к осознанному овладению алгоритмом конструктивного поведения в ситуации детской агрессии.
Цель
Развитие у педагогов способности к осознанию эмоций и агрессивных проявлений у ребенка, как и своих собственных, и готовности к усвоению алгоритма конструктивного поведения в ситуациях детской агрессии.
Задачи
-
Организовать игровое пространство для осознавания воспитателями эмоций и агрессивного поведения ребенка и собственных ответных педагогических действий.
-
Дать представление о механизмах, препятствующих выбору конструктивного поведения педагога в ситуации детской агрессии.
-
Способствовать развитию рефлексии.
-
Побуждать воспитателей к успешному усвоению алгоритма поведения в ситуациях детской агрессии.
Основное содержание работы
Данная психологическая игра была разработана в рамках реализации в ДОО инновационной площадки «Исследование и разработка концепции комплексной профилактики агрессивного поведения в образовательной среде». Игра реализуется в ходе практикума «Профилактика и коррекция детской агрессии: подходы, условия, алгоритмы» (2 занятия). Вводится на первом занятии и выступает пропедевтикой в обучении воспитателей алгоритму поведения в ситуации детской агрессии.
Этапы реализации
-
Введение понятия «эффект зеркала» в психологии и в жизни.
-
Вхождение в телесное и эмоциональное состояние ребенка для понимания его ответной реакции с использованием карточек «Агрессивные дети и взрослые».
-
Составление педагогами в микрогруппах портрета агрессивного ребенка и портрета агрессивного взрослого.
-
Совместное групповое обсуждение портретов.
-
Работа с карточками конструктивных и неконструктивных речевых стратегий.
-
Подведение итогов игры.
Обучение алгоритму поведения педагога в ситуации детской агрессии происходит на втором занятии практикума.
Результаты
-
получение воспитателями опыта более глубокого осознавания и понимания эмоционального состояния и поведения детей, их потребностей в ситуациях агрессии;
-
подготовка педагога к овладению алгоритмом поведения в ситуации детской агрессии;
-
актуализация и развитие рефлексивных способностей.
Выводы
-
Разработанная психологическая игра позволяет формировать у воспитателей ДОО мотивационную готовность к усвоению алгоритма поведения в ситуации детской агрессии.
-
Психологическая игра выполняет функцию профилактики и опосредует снижение агрессивных тенденций в поведении дошкольников.
-
Работа психолога с использованием игры способствует повышению психолого-педагогической компетентности воспитателей в ситуациях агрессивного поведения дошкольников.
Содержательные материалы Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени) Заинтересовал проект? Расскажите о нём: За этот проект
проголосовало: 24 читателя ▼12.03.2024 22:08:44Михайлова Ольга ВалерьевнаОчень современно и своевременно. Количество агрессии растет не только во взрослом, но и в детском возрасте. Голос из ВКонтакте 12.03.2024 22:08:44Зиберт Елена АлександровнаОчень важная тема. Педагоги в своей деятельности часто встречаются с детской агрессией, но не знают как реагировать и что делать. Предложенная психологическая игра как раз дает возможность педагогу разобраться в причинах агрессивного поведения дошкольников и найти конструктивное решение. 12.03.2024 22:08:44Бартенева Сенильга ЭмильевнаБлагодарю Вас за прекрасную работу, за ответственность и творческий подход к этой сложной задаче. Голос из ВКонтакте 12.03.2024 22:08:44Морозенко Екатерина ЮрьевнаВ современном мире вопрос детской агрессии становится очень серьезной и важной проблемой. Поэтому данный проект очень интересен и полезен с точки зрения профилактической и коррекционной работы в данном направлении. Спасибо за интересный и познавательный проект! Желаю удачи! Голос из ВКонтакте 12.03.2024 22:08:43Богатырева Елена СергеевнаВ связи с ростом числа детей с проявлением агрессии для меня тема очень актуальна, хотела бы взять консультацию у своих коллег и изучить проект подробнее. 12.03.2024 22:08:43Талаева Елена НиколаевнаАгрессия - самая острая проблема в современном обществе. Многие дети испытывают лишь негативные эмоции в собственной семье, отсюда и появляются трудности взаимодействия в новом окружении (группа, воспитатели). Очень важно знать, как действовать педагогу при агрессивном поведении ребенка, уметь применять такие методы воздействия, которые принесут положительный результат и в спокойном формате нормализуют микроклимат в группе. Свой голос отдаю за данный проект! 12.03.2024 22:08:43Бабкина Марина АлександровнаЭта проблема имеет давнюю историю. Многие исследователи в нашей стране и за рубежом занимались проблемой детской агрессии, но к одному знаменателю не пришли, так как она сложна и многогранна и, следовательно, одного решения быть не может. 12.03.2024 22:08:43Кравченко Мария АлександровнаВ настоящее время агрессия является не только проявлением усталости, бессилия взрослого, но и проявляется в детском возрасте. Агрессивный ребёнок наносит вред не только окружающим, но и самому себе в первую очередь. Поэтому данная тематика достаточно актуальна в условиях ускоренного образа жизни. 12.03.2024 22:08:43Хлудеева Ксения ПулатовнаЗаинтересовала важность ,поднимаемого вопроса. Профилактика помогает избежать нежелательных последствий. Актуальный вопрос агрессивных детей в современном обществе и выбора правильнвх действий воспитателя в сложной ситуации. 12.03.2024 22:08:43Сидельник Виктория АнатольевнаОчень актуальная тема в наше время. Мы часто замечаем агрессивных личностей в социуме, и даже детей. Я считаю агрессия недопустима как со стороны детей, так и воспитателей. Интересный проект, приняла к сведению полезную информацию. 12.03.2024 22:08:43Стененко Анна СергеевнаМною выбран данный проект по причине его актуальности, полезности и достаточно высокой востребованности темы агрессии в учреждениях дошкольного образования и общеобразовательных организаций. 12.03.2024 22:08:43Калатозишвили Ульяна ОлеговнаТема агрессии в современном мире является актуальной, как среди взрослых, так и среди детей. Поэтому данный проект является довольно интересным и важным. 12.03.2024 22:08:43Урсу Елена ВладимировнаИнтересный проект. Сейчас столько агрессии в обществе, и хотелось бы чтобы воспитатели понимали агрессию со стороны ребенка, не отвечали агрессией на агрессию и могли конструктивно разрешать конфликтные ситуации |
| Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».
Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
| Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»
199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».
Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su | |
|