«120 шагов к успеху» (коррекционно-развивающая программа для детей с ограниченными возможностями здоровья)
Организация: БОУ г. Омска "Средняя общеобразовательная школа № 120"
Данная программа является компилятивной и составленной на основе систем комплексной психолого-педагогической и социальной помощи обучающимся с особыми образовательными потребностями, направленной на коррекцию, развитие и/или компенсацию недостатков в физическом или психическом развитии для успешного освоения ими основной образовательной программы, социализации и обеспечения психологической устойчивости обучающихся. Уникальность программы «120 шагов к успеху» — это возможность родителям и детям бесплатно работать с группой специалистов в одном месте "здесь и сейчас". Иметь возможность видеть результаты работы в программе ребенка. Ни одна школа города Омска не может предоставить детям такую программу.
Цель определяет задачи программы «120 шагов к успеху»:
- Выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ, инвалидов, а также детей, попавших в группу повышенного внимания.
- Создание условий для успешного освоения программы (ее элементов) и прохождения итоговой аттестации.
- Коррекция (минимизация) имеющихся (личностных, регулятивных, когнитивных, коммуникативных, двигательных и др.) трудностей у обучающихся.
- Обеспечение непрерывной коррекционно-развивающей работы в единстве с урочной и внеурочной деятельностью.
- Осуществление консультативной работы с педагогами, родителями, законными представителями.
- Проведение информационно-просветительской деятельности.
Выполнение программы «120 шагов к успеху» предполагает следующие результаты:
- Своевременное выявление обучающихся группы повышенного внимания, ОВЗ, инвалидов.
- Положительная динамика результатов коррекционно-развивающей работы с ними.
- Достижение предметных, метапредметных и личностных результатов в соответствии с А.ООП, А.ОП, ООП ООО.
- Обучающийся сможет положительно относиться к коррекционно-развивающим занятиям, понимая их необходимость для того, чтобы стать более успешным в учебной деятельности.
- Обучающийся при помощи педагога (или самостоятельно) сможет определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.
Программа «120 шагов к успеху» имеет 4 раздела:
- «Буду писать красиво» (занятия по каллиграфии), преподаватель ИЗО Комисарова И.А.
- «Звукознайка», учитель-логопед Землякова Т.Ф.
- «За-до-ринки», учитель музыки Романова О.В.
- «120 королевство», педагог-психолог Пермякова О.Л.
Залогом успешной реализации программы коррекционной работы «120 шагов к успеху» является тесное сотрудничество специалистов и педагогов школы, а также родителей и представителей администрации. Данная программа предполагает посещение ребенком всех специалистов по 35–40 минут 1 раз в неделю. Программа рассчитана на пять лет. Форма работы: творческая мастерская. Каждый родитель (законный представитель) подписывает согласие на участие в программе. Участие в программе бесплатное.
Этапы работы программы «120 шагов к успеху»:
- Организационно-методический этап включает в себя набор детей, определение индивидуального образовательного маршрута. Набор детей планируется осуществлять по рекомендации комиссии ПМПК, ППк.
- Диагностический этап. Проведение индивидуальной и групповой диагностики детей, сбор анамнестических данных.
- Коррекционно-развивающий этап. Индивидуальные и групповые занятия обучающихся с психологом.
- Заключительный этап. Проведение итоговой диагностики. Подведение итогов.
- Диагностическое обследование детей проводится дважды в год, в начале и в конце учебного года.
- Анализ работы по программе.
В программе «120 шагов к успеху» в 2020–2022 уч. г. участвовали 62 человека — это обучающиеся 1-4 классов. Были обучающиеся, родители которых дали согласия на занятия, но ребенок не ходил. Также были ребята, которые решили, что могут избирательно посещать занятия одного специалиста, например, логопеда. Также были ребята, которые после двух-трех занятий ушли на другие кружки, такие как «Робототехника», «Солнечный круг», либо на внутриклассные кружки с классным руководителем. Группа таких учащихся составила 9 человек (14,5%.) Следовательно, мы как специалисты опирались на данные основной группы, которая составила 53 человек (85,5%). Каждое занятие было посвящено коррекции и развитию различных параметров внимания: концентрации, устойчивости, объёма, распределения, переключения, помехоустойчивости, наблюдательности; коррекции и развитию других психических процессов взаимосвязанных с вниманием; развитию эмоциональной сферы, произвольности поведения, общения. Каждое занятие специалисты начинали со своего ритуала, в частности, у психолога дети начинали с самого трудного задания, которое для них было практически невыполнимо в течение месяца — это различные дыхательные упражнения. Не у каждого получалось, но дети старались. И уже через полтора месяца практически все освоили дыхательные упражнения. В ритуал приветствия также входили вопросы: с каким настроением вы пришли сегодня на занятие? Что интересного произошло с вами за то время, пока мы не виделись, что вас порадовало, что огорчило? Многие упражнения проводились в форме соревнования. Но успехи каждого ребёнка важно сравнивать с его предыдущими достижениями, а не с результатами других детей.
Общее отношение детей к занятиям менялось. Вначале они охотно приходили на занятие, не спрашивая, что сегодня будет, а затем — приблизительно после 8 встречи — стали интересоваться содержанием. Особенно детям нравились следующие игры: «Трафик Джем», игры «Brainy Trainy»: развитие памяти, эмоциональный интеллект и др. «Турбосчет», «Зверобуквы», «Читай Хватай», «Много – Мног», «Цветариум», «Тур Культур», «Этажики», «Геометрика», «Геометрика – Экстра», «Турбосчет – Форсаж». Дети очень любили играть с кинетическим песком, строить, придумывать сказки и истории с ним. В заданиях на развитие мышления затруднение вызвало задание, связанное с расшифровкой слов и примеров посредством цифр. Самым сложным было сопоставить буквы и числа, сравнить их, решить примеры и закодировать снова числа в буквы. Первоначально, все дети испытывали трудности в любом задании. К 15-му занятию дети стали гораздо быстрее принимать условие работы, задаваемой специалистом программы, повысилась их внимательность, о чём свидетельствует быстрота и правильность выполнения достаточно сложных заданий. Каждая игра проводится по несколько раз, чтобы дать разным детям возможность побывать в роли ведущего. Кроме того, роль «главного» служит хорошим тренингом для застенчивых детей. Много внимания уделялась детям, имеющим трудности в усвоении школьной программы, всеми специалистами программы, таких детей было 5 человек среди обучающихся 1-х классов. 5 человек — это среди обучающихся 2-3 классов и 2 человека среди 4-х классов. Достаточно высокий процент детей со стойкими сложностями в обучении, и данный процент несколько снизился к концу учебного года и после прохождения детьми программы «120 шагов к успеху». Дети со стойкими трудностями, были определены на дополнительные индивидуальные занятия к педагогу-психологу 7 человек (13,20%). Трудности заключались в том, что дети посещали индивидуальные занятия нерегулярно, много пропускали занятия, не выполняли домашние задания, кроме одного учащегося (1,9%). Проводились беседы с родителями данных учащихся, но положительных результатов это не дало. Отношение родителей к занятиям было либерально-попустительским, мотивационная активность низкая. Основная масса родителей детей, которые посещали только одного специалиста, предпочла платные занятия с репетиторами (22,14%). Работа с детьми, составившими основную группу была очень трудной и сложной, прежде всего, это замедленные (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками) прием и переработка информации, а также значительно меньший ее объем и сроки хранения. Другими словами, это недостатки восприятия и памяти. Важную роль играют и недостатки речевого развития, своеобразные при каждом типе нарушенного развития, а также более низкая работоспособность и быстрая утомляемость. Что же происходит в ходе начального обучения? Это систематизация, классификация, «терминологизация» материала, уже известного ребенку. Но ребенок с ограниченными возможностями такими знаниями не располагает, ему непонятно и неинтересно то, о чем говорит учитель.