- Гофман Ольга Олеговна
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии труда и организационной психологии факультета психологии, СПбГУ (Санкт-Петербург)
- Водопьянова Наталия Евгеньевна
доктор психологических наук, профессор кафедры психологии труда и организационной психологии факультета психологии, Санкт-Петербургский государственный университет (Санкт-Петербург)
- Федорова Антонина Владимировна
преподаватель, УНИВЕРСИТЕТ ИТМО (Санкт-Петербург)
Организация: Санкт-Петербургский государственный университет
Актуальность проекта
В России психология здоровья как научное направление насчитывает более чем тридцатилетнюю историю. Начиная с 2020 года наблюдается значительный рост интереса у молодежи и работающих людей к теме здоровья и практикам здорового поведения. Актуальный запрос аудитории связан с повышением качества жизни, исследованием текущего образа жизни, выявлением барьеров и рисков здорового поведения, а также проектированием желаемого образа жизни, выбором новых практик заботы о себе и поиском ресурсов для сохранения здоровья и благополучия.
Для решения актуальных задач была разработана настольная игра «PROздоровье». Новизна проекта заключается в интеграции научных фундаментальных знаний в практику жизни участников через использование активных приемов: сократовского диалога, взаимного обучения, стимульного материала, технологии LEGO Serious Play (LSP).
Основное содержание работы
Разработанная игра относится к категории исследовательских, ее цель: оценить текущий образ жизни, выявить барьеры здорового поведения и найти ресурсы сохранения здоровья на физическом, психическом и социальном уровнях (биопсихосоциальная модель здоровья). Участники берут разные карточки и выполняют задания. Все эти задания не имеют правильного ответа, они направлены на исследование аспектов своего здоровья. В результате каждый участник в конце игры лучше понимает свое здоровье в многообразии проявлений и ресурсов его развития. Длительность игры: 1-4 часов, оптимально 3 часа с перерывом. Игра проводится в мини-группах по 5-7 человек с ведущим-модератором (такой формат обеспечивает возможность одновременной игры большого количества участников при наличии подготовленных ведущих).
Игра «PROздоровье» направлена на: понимание здоровья как системного феномена, умение фокусироваться на здоровье в целом и на его отдельных составляющих, мотивационную сессию о силе привычек, проблематизацию и оценку текущего состояния здоровья, планирование интервенций в части корректировки образа жизни, проявление сотрудничества и эмпании.
Игра имеет три версии: базовая (для всех, кто интересуется своим здоровьем и хочет начать заботиться о себе); специализированная (для тех, кто имеет углубленный интерес к теме профессионального здоровья и хочет помогать другим людям в укреплении здоровья); корпоративная (для диагностики здорового рабочего места в организации и разработки корпоративной программы здоровья и благополучия сотрудников).
Результаты и выводы
Разработка и апробация игры осуществлена в период 2021–2022 гг. и включала два этапа: тестирование прототипа игры и тестирование финальной версии. Апробация выполнялась в однородных группах (студенты, работающие люди), а также в смешанных группах. В игре суммарно приняли участие более 200 человек. Среди положительных отзывов представим наиболее часто упоминаемые: «появилось осознание ответственности за собственное здоровье», «возникло желание действовать», «вырос интерес к психологии здоровья и практикам заботы о себе», «снизилась тревожность и появилось ощущение, что ты не один со своими проблемами», «полезное психологическое обучение», «игра способствует лучшему закреплению материала» и пр. В качестве объективного показателя выступило количество желающих принять участие в игре, в том числе и повторно. Подробнее результаты апробации представлены в публикациях в приложении.
Таким образом, настольная игра «PROздоровье» является современным психологическим инструментом, который отвечает актуальным интересам общества и позволяет выполнять различные виды психологической помощи по сохранению здоровья здорового человека: диагностика, просвещение, профилактика, коррекция, консультирование, обучение и развитие.