Номинация «Психологический инструмент года» по итогам 2022 года
Все проекты номинации в текущем году>
Реферат проекта

«Квиддич по скорочтению как мотивирующая к чтению практика» (авторская психолого-педагогическая практика)

Автор:

Организация: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Основная общеобразовательная школа №3" г. Сосновоборска

Идея игры возникла в процессе наблюдения за учащимися, увлеченных чтением книг о Гарри Поттере. Такие дети не только отличались желанием читать, но и достаточно высокой успеваемостью. Еще в середине 80х гг. XX века была выявлена закономерность скорости чтения в начальной школе с успеваемостью в средней. А результаты исследования В.Ф. Фопеля подтверждают значимость чтения в развитии функциональных связей головного мозга, а значит возможности появления учебных успехов.  

Этапы игры

  1. Вступительный (сентябрь). Сообщение, напоминание об игре. Обеспечение работы книгообмена в начальной школе. 
  2. Организационный (первая неделя декабря). Учителя 1–4 классов проводят проверку техники чтения и определяют 7 игроков от класса, выбирают цвет футболок своей команды. Дети знакомятся или повторяют всем классом традиционную песню о книгах. 
  3. Игра в большом зале (вторая неделя декабря). Дети из 5 классов показывают перфоманс на тему книг. Ученики одной параллели строятся в шеренги напротив столов с карточками своих классов и читают свой текст по очереди. Учитель записывает время и число ошибок напротив фамилии игрока. Цветные футболки позволяют поддерживать высокую включенность отыгравших: им легко наблюдать скорость прохождения своей команды из зала. Объявляются результаты. В конце дети поют песню о книгах и слышат значимую фразу: «Если на вас цветная футболка, значит вы уж победитель. Ведь для того, чтобы быстро читать, нужно преодолевать свою лень из раза в раз и каждый день».  
  4. Награждение (третья неделя декабря). Составляется индивидуальный рейтинг. Самые быстрые чтецы получают на школьных линейках под аплодисменты тематические сувениры и грамоты. Также дипломы участника получают все ученики 1 классов, остальные получают дипломы 1, 2 и 3 степени. Учителя с учетом рейтинга проводят награждение внутри класса по своему усмотрению. 

Используя тематику интересов читающих детей, был придуман Квиддич. Сейчас в начальной школе это традиционное мероприятие, к которому учащиеся 1–4 классов готовятся заранее: берут больше книг в библиотеке, проверяют друг друга на перемене, больше читают дома сами и с родителями.

Результаты

  1. Мотивирующий аспект затрагивает всех участников образовательного процесса. Согласно опросам: на 25% увеличилось число родителей, читающих дома с детьми; 40% учителей начальных классов начали применять читательские методики и подходы внутри классов. 
  2. Повысились академические результаты учащихся: 90% игроков значительно повысили свою скорость чтения уже через год; в среднем на 30% повысились познавательные УУД в начальной школе; результаты ЦОКО по работе с текстами стали выше региональных в среднем на 20%; в 3 раза уменьшилось число учащихся, читающих ниже нормы. 
  3. Игра повлияла на выход школы из рейтинга 500+.

Квиддич не имеет аналогов, актуален и легко адаптируем для применения в любой стране. Для игры разработан логотип, что повышает ее узнаваемость, запечатление и статусность. 

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты 2024 года в номинации «Психологический инструмент года» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе