- Дворянчиков Николай Викторович
кандидат психологических наук, декан факультета юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (Москва)
- Бовина Инна Борисовна
доктор психологических наук, профессор кафедры клинической и судебной психологии факультета юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (Москва)
- Рубцова Ольга Витальевна
кандидат психологических наук, руководитель Центра междисциплинарных исследований современного детства, доцент кафедры возрастной психологии имени профессора Л.Ф. Обуховой факультета психологии образования, Московский государственный психолого-педагогический университет (Москва)
Организация: Московский государственный психолого-педагогический университет
Жизнь в современном обществе сопряжена с целым рядом изменений, которые происходят одновременно, динамично, сразу в нескольких направлениях. В число таких изменений вошло широкое распространение Интернета и информационно-коммуникационных технологий, которые заметно трансформировали повседневную жизнь человека через изменения в традиционных институтов социализации (семья, школа и др.). Снижение их влияния на индивида восполняется ростом воздействия средств массовой коммуникации, среди которых ключевая роль принадлежит Интернету.
В настоящем учебном пособии кратко рассматриваются основные аспекты взаимодействия современной молодежи в социальных сетях – виртуальных площадках, где подростки и юноши проводят значительную часть своего времени. Авторским коллективом предпринята попытка наметить проблемные линии, связанные с отклоняющимся онлайн-поведением подростков и молодых взрослых в социальных сетях, а также осветить ключевые подходы к изучению данной проблематики с учетом эмпирического материала современных психологических исследований.
Пособие содержит 4 главы, последовательно раскрывающих феномены, характеризующие или сопровождающие отклоняющееся онлайн-поведение. Раскрыто понятие самопрезентации и проведен анализ подходов к его определению, особое внимание уделено феномену виртуальной самопрезентации в свете разных концепций, рассмотрены примеры исследований феномена самопрезентации в Интернете. Изучение феномена виртуальной самопрезентации («киберидентичности») позволяет понять, каким образом различные ее аспекты связаны с личностными особенностями пользователей, а также выявить факторы рискованного онлайн-поведения.
Затронуты различные аспекты информационной социализации и психологических последствий злоупотребления современными информационно-коммуникационными технологиями в отношении современных подростков и молодых взрослых. Подробно рассмотрен эффект растормаживания онлайн как фактор риска и уязвимости онлайн. Отдельно представлена проблема соотношения поведения человека в сети Интернет и в реальном мире, в том числе приведено обоснование взаимовлияния поведения онлайн и офлайн сквозь призму социально-когнитивной теории и теория социальных представлений. Описаны проявления отклоняющегося онлайн-поведения и раскрыты возможности его диагностики. Приведен детальный анализ феномена кибербуллинга, рассмотрено отношение к нему подростков и молодых взрослых, эмпирически подтверждена связь между отношением подростков к кибербуллингу с их индивидуально-психологическими особенностями.
Учебное пособие рекомендовано для студентов, обучающихся по направлениям 19.00.06 «Юридическая психология» специалитет, 37.03.01 «Психология» бакалавриат, 37.05.01 «Клиническая психология» специалитет, 44.05.01 «Педагогика и психология девиантного поведения» специалитет. Оно также представляет интерес для широкого круга читателей, в фокусе внимания которых находятся проблемы развития и социализации человека в условиях цифрового общества.