«Психология преодоления в спорте» (монография)
Организация: Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
Актуальность
Актуальность, теоретическая, методическая и практическая востребованность темы работы определяется противоречием между группой академических психологов, считающих, что исследование концепции «преодоления» не может быть необходимым и достаточным условием в объяснении специфики феномена воли и спортивными психологами, которые считают, что без существенного анализа феномена «преодоления» невозможно продвинуться в исследовании проблемы воли как в теоретическом, так и практическом плане.
Научная новизна исследования
Впервые предпринята попытка методологического и научно-критического анализа проблемы преодоления в спорте. Систематизированы концепции отечественных и зарубежных ученых в процессе осмысления феномена «преодоление». Сформулировано авторское рабочее определение феномена «преодоление» и выделены уровни преодоления. Впервые комплексно исследован феномен «преодоление» с точки зрения психологических регуляторных детерминант. Разработана эргометрическая методика исследования психофизической активности спортсменов и предложена психомоторная модель преодоления. Осуществлен комплексный анализ процесса преодоления, определены и проанализированы личностные детерминанты преодоления. Разработана авторская программа обучения спортсменов конструктивному поведению в критических спортивных ситуациях.
Значимость
Данное издание предназначено для психологов, тренеров и спортсменов и направлено на оказание психологической помощи в системе психологической подготовки спортсменов различных специализаций в процессе обучения конструктивному поведению в критических ситуациях. Материалы монографии, безусловно, будут интересны и полезны для научных работников, преподавателей психологии, работающих в области физической культуры, а также на курсах повышения квалификации тренеров по различным видам спорта.
Основное содержание работы
В первой главе раскрывается содержание проблемы преодоления в спорте, представлены основные теоретические и методологические аспекты концепции преодоления, состояние проблемы преодоления в условиях спортивной деятельности, предложена авторская психологическая концепция преодоления в спорте. Во второй главе представлено описание организации исследования. В третьей главе осуществлена интеграция результатов теоретического, семантического и функционального анализа концепта «преодоление». В четвертой главе показана динамика психологических показателей у спортсменов после инкорпорирования в учебно-тренировочный процесс разработанной программы социально-психологического тренинга «Критическая ситуации как фактор успешности спортсмена».
Результаты
Главным результатом проведенных социально-психологических тренингов «Критические ситуации как фактор успешности спортсмена» в процессе общей психологической подготовки спортсменов — рост спортивного мастерства.
Голос из ВКонтакте