Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Активное долголетие» (Комплексная программа психологической реабилитации лиц пожилого возраста и инвалидов)


Пожилые и престарелые люди – категория граждан, особо нуждающихся в психологической реабилитации и социальной адаптации к изменившимся условиям жизни. Пожилому человеку важно ощущать свою полезность для семьи и общества, значимость себя как личности. Это помогает сохранять высокую самооценку, формировать новую активную жизненную позицию, адекватно относиться к собственному старению.

Актуальность

Поздний возраст обладает психологической уникальностью из-за разнообразия индивидуальных форм старения. Это обуславливает проблематичность использования известных средств психорегуляции эмоциональных состояний, разработанных для зрелого возраста в работе с людьми поздних возрастов. Необходима разработка специфических методов, отражающих характерную для пожилого возраста структуру эмоциональных переживаний. Актуальность настоящей работы обусловлена большим интересом  к данной теме. Дефицит практических методик реабилитации для данной возрастной категории свидетельствует о необходимости подготовки и внедрения комплексной программы в работу психологов центров социального обслуживания.

Цель программы: повышение уровня адаптации пожилого человека в социуме, реабилитация пожилых людей в меняющихся условиях современной жизни и поддержание интереса к ней, а также помощь в преодолении ощущения ненужности и одиночества и раскрытие потенциальных ресурсов личности.

Задачи:

  1. Сохранение внутренней гармонии, которая теперь в основном опирается на прошлое;
  2. Преодоление коммуникативных барьеров;
  3. Содействие в поиске альтернативных психологических ролей;
  4. Активизация психических функций (память, внимание, мышление).

Аудитория, на которую рассчитан проект: лица пожилого возраста и инвалидов, проходящие курс реабилитации в центрах социального обслуживания.

Практическая значимость заключается в сохранении достоинства и реабилитации пожилых людей в меняющихся условиях современной жизни. Программа может быть использована в работе психологов центров социального обслуживания на базе стационарных и полустационарных отделений.

Тематический план:

занятия

Содержание занятия

Цель

Кол-во часов

1

Диагностический блок (первичное обследование):

·методика «САН»

Экспресс-оценка самочувствия, активности и настроения

 

15 мин

Тренинг «График жизни»

Развитие личностного потенциала в пожилом возрасте

2,5 часа

2

Диагностический блок(первичное обследование):

·тест Айзенка для измерения коэффициента интеллекта интеллекта (IQ)»

 

 

 

·определение уровня интеллекта

 

 

 

1,5 часа

 

 

 

Релаксационная программа «Позитив» Занятие №1

Знакомство с методом ароматерапии и точечным массажем Су-Джок

1 час

3

Релаксационная программа «Позитив» Занятие №2

Релаксация, запуск групповой динамики

30 мин

Программа активизации психических функций «Мысль» Занятие №1 «Интеллект»

Упражнения на развитие:

·логического мышления (визуальная логика, решение задач-головоломок);

·пространственного мышления (пространственное воображение, пространственная координация);

·речевого мышления (запутанные слова, пословицы/речевые обороты, слова в скобках, связь слов, текстовые задания);

·математического мышления (ряды чисел, комбинации чисел, текстовые задания, скобки);

·скорости восприятия

1 час

Метод «Мандала» Занятие №1

Диагностика актуального настроения

30 мин

4

Релаксационная программа «Позитив» Занятие №3

Создание дружеской атмосферы в группе. Снятие стресса, нервного напряжения.

30 мин

Программа активизации психических функций «Мысль» Занятие №2 «Память»

Упражнения на развитие:

·оперативной памяти;

·кратковременной памяти;

·долговременной памяти

1 час

Метод «Мандала» Занятие №2

Реабилитация эмоционального состояния, нормализация поведения

30 мин

5

Релаксационная программа «Позитив» Занятие №4

Релаксация, восстановление сил, создание позитивного настроя

 

30 мин

Программа активизации психических функций «Мысль» Занятие №3 «Концентрация внимания»

Упражнения направленные на:

·концентрацию внимания на предметах;

·энергетические упражнения

1 час

Метод «Мандала» Занятие №3

Диагностика и коррекция конкретной проблемы и поиск альтернативных способов ее решения (по выбору клиента)

30 мин

6

Релаксационная программа «Позитив» Занятие №5

Предупреждение нервно-сосудистых расстройств, уменьшение психоэмоционального напряжения

30 мин

Программа активизации психических функций «Мысль» Занятие №4 «Креативность, или творческое мышление»

Упражнения направленные на развитие:

·творческого воображения (составление цепочки слов, подбораключевого слова);

·игры для развития творческого мышления

1 час

Метод «Мандала» Занятие №4

Запуск групповой динамики; развитие навыков работы в группе

1 час

7

Релаксационная программа «Позитив» Занятие №6

Релаксация, обновление защитных сил организма, регенерация психических процессов

30 мин

Арттерапевтическая методика «Рисование волшебными красками»

Оказание помощи в открытии и осознании новых граней окружающего мира и раскрытии потенциальных ресурсов личности, а также формирование творческого восприятия окружающего мира

1,5 часа

8

Диагностический блок (контрольный срез):

·методика «САН»

 

 

тест Айзенка для измерения коэффициента интеллекта интеллекта (IQ)»

 

 

·  экспресс-оценка самочувствия, активности и настроения

 

 

·определение уровня интеллекта

 

 

 

15 мин

 

 

 

1,5 часа

Структура программы:

Блоки

Формы и методы работы

Цели и задачи

Кол-во часов

Релаксационная программа «Позитив»

Информационная беседа; сеансы ароматерапии, точечный массаж Су-Джок, смехотерапия

Цель: предупреждение психических отклонений и профилактика психосоматических заболеваний у лиц пожилого возраста.

Задачи:

- направить усилия пожилого человека на сохранение здоровья;

- выработать умение осознанно отвечать релаксацией на стрессовый импульс, предотвратив тем самым психосоматические нарушения в организме;

- активно поддерживать развитие положительной групповой динамики

 

 

 

 

 

3ч.30мин

Программа активизации и развития психических функций «Мысль»

Комплекс упражнений, направленных на стимулирование познавательных функций

Цель: стимулирование познавательных функций и увеличение числа связей в головном мозге при помощи умственных упражнений.

Задачи:

- восстановление функций внимания и памяти;

- восстановление ощущения временных интервалов;

- активизация зрительного восприятия;

- реабилитация навыков ориентации в пространстве;

- выработка навыков организации и упорядочивания информации;

- восстановление навыков письменной и устной речи.

 

 

 

4 часа

Тренинг «График жизни»

Психологическое тестирование, работа с воспоминаниями, мозговой штурм, кинотерапия, рефлексия

Цель: развитие личностного потенциала в пожилом возрасте.

Задачи:

- оказание помощи в устранении негативных жизненных установок в пожилом возрасте;

- помощь в минимизации чувства эйджизма по отношению к себе;

- оказание помощи в переосмыслении индивидуальных жизненных ценностей и выработке конструктивной жизненной позиции.

 

 

 

 

 

 

2ч.30мин

Метод «Мандала»

Рисуночная терапия, визуализация

Цель: гармонизация эмоциональной сферы, самореализация через творчество, нормализация поведения.

Задачи:

- снятие внутреннего напряжения;

- повышение собственной личностной ценности;

- активизация бессознательного;

- актуализация внутреннего состояния.

 

 

 

 

 

2ч.30мин

Арттерапевтическая методика «Рисование волшебными красками»

Арттерапия, символодрама, визуализация, рефлексия

Цель: помощь в открытии и осознании новых граней окружающего мира и раскрытии потенциальных ресурсов личности, а также формирование творческого восприятия окружающего мира.

Задачи:

- повышение самооценки;

- помощь в самовыражении и самореализации;

- снятие внутреннего психофизиологического напряжения;

- помощь в выработке стратегии любви и добра по отношению к социуму.

 

 

 

 

 

 

 

1ч.50мин

Результативность

По результатам мониторинга было выявлено повышение уровня интеллекта у 78% испытуемых. Отмечалось повышение коэффициента интеллекта в среднем с 93 до 96. Наблюдалось также повышение общего фона настроения у 100% испытуемых и повышение уровня жизненной активности у 67%.

Выводы

Реализацияданной программы позволяет решать поставленные задачи, способствует повышению уровня интеллекта и уровня стрессоустойчивости у лиц пожилого возраста, что в свою очередь приводит к минимизации чувства фрустрации и способствует успешной адаптации пожилого человека к социуму.

Проект прошел апробацию в ГУ ТО «Комплексный центр социального обслуживания населения Зареченского района г. Тулы» в 2010 – 2011 годах.


Морозова Елена Владимировна - психолог специализированного социально-геронтологического отделения ГУ ТО «КЦСОН Зареченского района г. Тулы

Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su