«Активное долголетие» (Комплексная программа психологической реабилитации лиц пожилого возраста и инвалидов)
Пожилые и престарелые люди – категория граждан, особо нуждающихся в психологической реабилитации и социальной адаптации к изменившимся условиям жизни. Пожилому человеку важно ощущать свою полезность для семьи и общества, значимость себя как личности. Это помогает сохранять высокую самооценку, формировать новую активную жизненную позицию, адекватно относиться к собственному старению.
Актуальность
Поздний возраст обладает психологической уникальностью из-за разнообразия индивидуальных форм старения. Это обуславливает проблематичность использования известных средств психорегуляции эмоциональных состояний, разработанных для зрелого возраста в работе с людьми поздних возрастов. Необходима разработка специфических методов, отражающих характерную для пожилого возраста структуру эмоциональных переживаний. Актуальность настоящей работы обусловлена большим интересом к данной теме. Дефицит практических методик реабилитации для данной возрастной категории свидетельствует о необходимости подготовки и внедрения комплексной программы в работу психологов центров социального обслуживания.
Цель программы: повышение уровня адаптации пожилого человека в социуме, реабилитация пожилых людей в меняющихся условиях современной жизни и поддержание интереса к ней, а также помощь в преодолении ощущения ненужности и одиночества и раскрытие потенциальных ресурсов личности.
Задачи:
- Сохранение внутренней гармонии, которая теперь в основном опирается на прошлое;
- Преодоление коммуникативных барьеров;
- Содействие в поиске альтернативных психологических ролей;
- Активизация психических функций (память, внимание, мышление).
Аудитория, на которую рассчитан проект: лица пожилого возраста и инвалидов, проходящие курс реабилитации в центрах социального обслуживания.
Практическая значимость заключается в сохранении достоинства и реабилитации пожилых людей в меняющихся условиях современной жизни. Программа может быть использована в работе психологов центров социального обслуживания на базе стационарных и полустационарных отделений.
Тематический план:
№ занятия |
Содержание занятия |
Цель |
Кол-во часов |
1 |
Диагностический блок (первичное обследование): ·методика «САН» |
Экспресс-оценка самочувствия, активности и настроения
|
15 мин |
Тренинг «График жизни» |
Развитие личностного потенциала в пожилом возрасте |
2,5 часа |
|
2 |
Диагностический блок(первичное обследование): ·тест Айзенка для измерения коэффициента интеллекта интеллекта (IQ)» |
·определение уровня интеллекта |
1,5 часа
|
Релаксационная программа «Позитив» Занятие №1 |
Знакомство с методом ароматерапии и точечным массажем Су-Джок |
1 час |
|
3 |
Релаксационная программа «Позитив» Занятие №2 |
Релаксация, запуск групповой динамики |
30 мин |
Программа активизации психических функций «Мысль» Занятие №1 «Интеллект» |
Упражнения на развитие: ·логического мышления (визуальная логика, решение задач-головоломок); ·пространственного мышления (пространственное воображение, пространственная координация); ·речевого мышления (запутанные слова, пословицы/речевые обороты, слова в скобках, связь слов, текстовые задания); ·математического мышления (ряды чисел, комбинации чисел, текстовые задания, скобки); ·скорости восприятия |
1 час |
|
Метод «Мандала» Занятие №1 |
Диагностика актуального настроения |
30 мин |
|
4 |
Релаксационная программа «Позитив» Занятие №3 |
Создание дружеской атмосферы в группе. Снятие стресса, нервного напряжения. |
30 мин |
Программа активизации психических функций «Мысль» Занятие №2 «Память» |
Упражнения на развитие: ·оперативной памяти; ·кратковременной памяти; ·долговременной памяти |
1 час |
|
Метод «Мандала» Занятие №2 |
Реабилитация эмоционального состояния, нормализация поведения |
30 мин |
|
5 |
Релаксационная программа «Позитив» Занятие №4 |
Релаксация, восстановление сил, создание позитивного настроя
|
30 мин |
Программа активизации психических функций «Мысль» Занятие №3 «Концентрация внимания» |
Упражнения направленные на: ·концентрацию внимания на предметах; ·энергетические упражнения |
1 час |
|
Метод «Мандала» Занятие №3 |
Диагностика и коррекция конкретной проблемы и поиск альтернативных способов ее решения (по выбору клиента) |
30 мин |
|
6 |
Релаксационная программа «Позитив» Занятие №5 |
Предупреждение нервно-сосудистых расстройств, уменьшение психоэмоционального напряжения |
30 мин |
Программа активизации психических функций «Мысль» Занятие №4 «Креативность, или творческое мышление» |
Упражнения направленные на развитие: ·творческого воображения (составление цепочки слов, подбораключевого слова); ·игры для развития творческого мышления |
1 час |
|
Метод «Мандала» Занятие №4 |
Запуск групповой динамики; развитие навыков работы в группе |
1 час |
|
7 |
Релаксационная программа «Позитив» Занятие №6 |
Релаксация, обновление защитных сил организма, регенерация психических процессов |
30 мин |
Арттерапевтическая методика «Рисование волшебными красками» |
Оказание помощи в открытии и осознании новых граней окружающего мира и раскрытии потенциальных ресурсов личности, а также формирование творческого восприятия окружающего мира |
1,5 часа |
|
8 |
Диагностический блок (контрольный срез): ·методика «САН»
тест Айзенка для измерения коэффициента интеллекта интеллекта (IQ)» |
· экспресс-оценка самочувствия, активности и настроения
·определение уровня интеллекта
|
15 мин
1,5 часа |
Структура программы:
Блоки |
Формы и методы работы |
Цели и задачи |
Кол-во часов |
Релаксационная программа «Позитив» |
Информационная беседа; сеансы ароматерапии, точечный массаж Су-Джок, смехотерапия |
Цель: предупреждение психических отклонений и профилактика психосоматических заболеваний у лиц пожилого возраста. Задачи: - направить усилия пожилого человека на сохранение здоровья; - выработать умение осознанно отвечать релаксацией на стрессовый импульс, предотвратив тем самым психосоматические нарушения в организме; - активно поддерживать развитие положительной групповой динамики
|
3ч.30мин |
Программа активизации и развития психических функций «Мысль» |
Комплекс упражнений, направленных на стимулирование познавательных функций |
Цель: стимулирование познавательных функций и увеличение числа связей в головном мозге при помощи умственных упражнений. Задачи: - восстановление функций внимания и памяти; - восстановление ощущения временных интервалов; - активизация зрительного восприятия; - реабилитация навыков ориентации в пространстве; - выработка навыков организации и упорядочивания информации; - восстановление навыков письменной и устной речи. |
4 часа |
Тренинг «График жизни» |
Психологическое тестирование, работа с воспоминаниями, мозговой штурм, кинотерапия, рефлексия |
Цель: развитие личностного потенциала в пожилом возрасте. Задачи: - оказание помощи в устранении негативных жизненных установок в пожилом возрасте; - помощь в минимизации чувства эйджизма по отношению к себе; - оказание помощи в переосмыслении индивидуальных жизненных ценностей и выработке конструктивной жизненной позиции. |
2ч.30мин |
Метод «Мандала» |
Рисуночная терапия, визуализация |
Цель: гармонизация эмоциональной сферы, самореализация через творчество, нормализация поведения. Задачи: - снятие внутреннего напряжения; - повышение собственной личностной ценности; - активизация бессознательного; - актуализация внутреннего состояния. |
2ч.30мин |
Арттерапевтическая методика «Рисование волшебными красками» |
Арттерапия, символодрама, визуализация, рефлексия |
Цель: помощь в открытии и осознании новых граней окружающего мира и раскрытии потенциальных ресурсов личности, а также формирование творческого восприятия окружающего мира. Задачи: - повышение самооценки; - помощь в самовыражении и самореализации; - снятие внутреннего психофизиологического напряжения; - помощь в выработке стратегии любви и добра по отношению к социуму. |
1ч.50мин |
Результативность
По результатам мониторинга было выявлено повышение уровня интеллекта у 78% испытуемых. Отмечалось повышение коэффициента интеллекта в среднем с 93 до 96. Наблюдалось также повышение общего фона настроения у 100% испытуемых и повышение уровня жизненной активности у 67%.
Выводы
Реализацияданной программы позволяет решать поставленные задачи, способствует повышению уровня интеллекта и уровня стрессоустойчивости у лиц пожилого возраста, что в свою очередь приводит к минимизации чувства фрустрации и способствует успешной адаптации пожилого человека к социуму.
Проект прошел апробацию в ГУ ТО «Комплексный центр социального обслуживания населения Зареченского района г. Тулы» в 2010 – 2011 годах.
Морозова Елена Владимировна - психолог специализированного социально-геронтологического отделения ГУ ТО «КЦСОН Зареченского района г. Тулы