«Трансформационная игра "Тайна Дворца Душ"» (методика самопомощи в совладании с негативным жизненным опытом)
Актуальность, новизна
Трансформационные игры уже не один год являются одним из самых популярных и мягких методов помощи клиентам разных возрастов. Благодаря таким играм можно провести диагностику, терапию и выстроить у клиента алгоритм самоподдержки в будущем.
Новым можно назвать подход в построении поля игры и заложенных в нее принципов, поскольку трансформационных игр, опирающихся на когнитивно-поведенческую терапию, не так и много.
Основное содержание работы
Трансформационная игра опирается на динамическую психологию, психологию архетипов и когнитивно-поведенческую терапию.
В основе игры лежат следующие принципы:
- то, что мы осознаем — лишь малая часть нашей личности, как верхушка айсберга. С помощью глубинной психологии возможно открыть удивительные резервы собственной личности, лучше понять и узнать себя, решить многие давние проблемы;
- сотрудничество и активное участие;
- ориентированность на результат и сфокусированность на проблемах;
- упор на настоящее;
- цель — научить игрока быть терапевтом самому себе;
- структурированность;
- научение игроков выявлять, оценивать свои дисфункциональные мысли и убеждения и реагировать на них;
- возможность разобраться во врожденных бессознательных влечениях к жизни и смерти (эрос и танатос);
- обобщение психической энергии либидо, принимающей разные формы и канализирующей опыт человека через врожденные архетипы;
- формирование индивидуального стиля жизни, построенное на форме компенсации и чувства общности;
- «Образ Я», который может быть адекватным или неадекватным и включает знание о себе и отношение к себе;
- «Я - концепция», состоящая из хорошего «Я», плохого «Я» и «не - Я»;
- стремление к целостности, идентификация (с собой, своей культурой, этносом и т.д.).
Игра предназначена для трансформации игроком имеющегося негативного опыта через символические «подсказки».
Апробация игры проходила в три этапа: первый – игра со взрослой аудиторией; второй – с подростками (от 13 лет); третий – индивидуальная игра.
На всех трех этапах игра показала себя как стимулирующая к позитивным изменениям, помогающая раскрыться и понять себя, найти внутренние ресурсы и научиться опираться на себя, также во всех случаях игроки успешно строили свою модель поведения и планировали, как можно решить имеющиеся проблемы, используя подсказки, которые получили в игре.
Выводы
Трансформационная игра «Тайна Дворца Душ» может использоваться в дальнейшем в работе психологов и игропрактиков. Возрастные ограничения можно описать следующим образом: взрослые и среднее звено общеобразовательной школы. В силу своей специфики использовать ее для работы с детьми с ОВЗ не представляется возможным.